Если у ребенка фобии и страхи, к психотерапевту пора его родителям
Чрезмерные беспокойство и забота порождают тревожные расстройства, которые нередко остаются с нами и во взрослом возрасте

Если у вас есть дети или вы только планируете стать матерью или отцом, вы, скорее всего, готовы проявлять два характерных родительских качества: беспокойство и заботу. И это хорошо, когда речь идет о выборе лучшего врача, лучших книг, самого здорового питания, самой прогрессивной школы, самого надежного детского кресла для машины. Но в психологической сфере эти родительские качества могут дать обратный эффект.
За последние три десятка лет американские эпидемиологи провели несколько масштабных скринингов психического здоровья детей и отследили, как меняется их состояние по мере взросления. Теперь мы знаем, что самая распространенная психологическая проблема детства – тревожные расстройства. А они часто начинаются с фобий. И чем раньше это случается, тем выше риск трудностей в обучении и социализации в подростковом возрасте и позднее, пишет The Atlantic.
«Большинство проблемных взрослых – это выросшие проблемные дети», – объясняет ведущий эксперт по детской тревожности Дэниел Пайн. Детские фобии и страхи уже не считаются естественной «болезнью роста», которую нужно пережить и забыть. С годами они не исчезают, а лишь обрастают новыми проблемами. Анн-Мари Альбано, директор клиники тревожных расстройств при Колумбийском университете, так описывает эту последовательность: «В четыре года у вас просто небольшая фобия, в семь к ней прибавляется сепарационная тревога – боязнь остаться без родителей, в 12 – социальная тревожность. Один страх тянет за собой другой, пока не перерастает в серьезное психическое нарушение». Например, в депрессию.
Депрессия давно перестала быть прерогативой взрослых. С 2007 по 2017 год доля детей, которые перенесли серьезный депрессивный эпизод, увеличилась с 8 до 13%. Последствия детской депрессии часто намного опаснее, чем проблемы в обучении и общении. Число случаев суицидального поведения среди детей выросло с 580 000 в 2005-м до 1,1 млн в 2015 году. Причем 43% потенциальных самоубийц младше 11 лет.
В чем причина «психической хрупкости» современного ребенка? Предположений много: от раннего полового созревания и ожирения до запрета на назначение антидепрессантов детям, введенного в США в 2004 году. Самая популярная теория: дети становятся более замкнутыми и тревожными из-за социальных сетей и гаджетомании. Но чем тщательнее изучается этот вопрос, тем меньше оснований верить и в это объяснение. Как показывает метаанализ актуальных исследований, корреляция между «экранным временем» и психологическим благополучием детей минимальна. Да и эта зависимость скорее обратная: дети не замыкаются из-за гаджетов, а ищут в них выход из своего замкнутого мира. Возможно, это тот случай, когда мы не видим причину, потому что она на самом видном месте. Что, если дело не в детях, а во взрослых?