Юрий Быков
Режиссер, в чьих фильмах Россия словно смотрится в зеркало, готовится выпустить свой первый сериал «Ноль». ELLE поговорил с Юрием Быковым о незрелости страны, фатализме и будущем полнометражного кино

ELLE В нашем журнале сейчас все про цифру 25. Вот вы, Юрий, сможете назвать главную перемену за последние четверть века в вашей жизни?
ЮРИЙ БЫКОВ Главное — это взросление. Огромный путь, который я прошел от мальчишки, ничего не понимающего в окружающей действительности с точки зрения механизмов, процессов, их несовершенства, многослойности и противоречивости. От мальчишки, который родился и вырос в рабочем поселке и представлял себе мир очень односложно и черно-бело. Был пионером, октябренком, верил в коммунистические идеалы. И до человека, который понял, что наша страна — это поле для экспериментов над человеческой психикой. И почти всегда неудачных. Очень хотелось бы, чтобы эти эксперименты закончились обыкновенным взрослением для страны в целом. Чтобы мы все понимали, что прежде всего жизнь человека имеет значение. Что должна быть частная собственность, справедливые суды, однозначность и равность всех перед законом — вот для меня это понимание пришло. Для страны, мне кажется, еще нет.
Тут приходит в голову герой вашего нового сериала «Ноль», который все пытается сопоставить события 1990-х и современности. Как считаете, наша страна вообще вышла из той эпохи?
У меня нет ощущения, что Россия вышла из 1990-х, если мы говорим о менталитете, мировоззрении и нормах сосуществования людей. Глобальных изменений не произошло.