ЕLLE героиня
Мирослава Дума
Мы со всей ответственностью заявляем: разговор главного редактора ELLE Екатерины Мухиной и основательницы международного проекта Fashion Tech Lab Мирославы Дума - важное послание современному человеку накануне новой промышленной революции, которую творит эта вдохновляющая женщина
Космос, балет, хоккей. «Великая троица» достижений, которыми гордились в нашей стране во времена моего детства. Сегодня я очень хочу добавить в число «национальных достояний» Миру. Мы дружим десять лет, и на моих глазах она прошла путь из светской it girl до человека, который вершит историю.
В октябре в рамках Недели моды в Париже Мирослава официально представит профессионалам fashion-индустрии, людям из мира технологий, а также инвесторам «дело своей жизни» — компанию Fashion Tech Lab (FTL), которую на страницах влиятельного Financial Times уже назвали организатором «очередной промышленной революции». Несмотря на многочисленные перелеты и техноконференции, на которых, как и на показах, Мира занимает исключительно first row, она по-прежнему остается невероятно добрым человеком. И, поверьте, проблемы планеты волнуют ее ничуть не меньше, чем искренняя забота о близких.
Екатерина Мухина: Ты не раз говорила, что каждый свой бизнес придумывала и запускала сама, без посторонней помощи. Так было и в случае с FTL? Расскажи, с чего все начиналось?
Мирослава Дума: Да, верно. Для своих проектов я всегда сама искала инвесторов и лично проводила презентации, убеждая их в том, что мои идеи сработают и принесут прибыль. История FTL — не исключение. В какой-то момент я обнаружила, что индустрия моды является второй по негативному влиянию на окружающую среду после нефтегазовой промышленности. Производство одежды — очень энергозатратное дело. Только представь, что на изготовление простой хлопковой футболки и пары джинсов уходит 20 000 литров воды! Это заставило меня пересмотреть отношение к моде и потреблению в целом. Так и возникла идея FTL — я увидела проблему и начала искать возможные пути ее решения.
Немногим позже, cидя на очередном модном показе, я словно посмотрела на себя и людей вокруг со стороны: у всех присутствующих были такие важные лица, будто они спасали мир или жизни. Тогда я подумала: «Ребята, очнитесь!» С тех пор я уже не могла быть частью современной индустрии моды в том виде, как она есть — огромной машины по продаже супердорогих вещей, без которых совершенно спокойно можно прожить. Я поняла, что либо должна сделать все от меня зависящее, чтобы изменить ситуацию, либо найти другое дело, которое будет приносить пользу.
Е.М.: Что такое FTL? Как устроен этот бизнес и какие цели преследует?
М.Д.: Fashion Tech Lab — уникальный проект, гибрид инвестиционной компании, международного бизнес-инкубатора и экспериментальной лаборатории. Мы постоянно ищем по всему миру талантливых инженеров и ученых, инвестируем в их идеи, связываем с модными брендами. В Корее и Японии, к примеру, ведутся очень интересные разработки в сфере солнечных панелей, встраиваемых в ткани. Италия, которая до сих пор по праву считалась центром и законодателем моды, сейчас испытывает настоящий бум в развитии стартапов, специализирующихся на инновациях в разработке новых материалов. Итальянцы учатся производить материалы и кожу практически из любого сырья: из отходов виноделия, грибов, древесины и даже апельсиновой кожуры.
В нашей экспериментальной лаборатории ученые-химики трудятся бок о бок с молодыми дизайнерами над несколькими проектами, которые мы надеемся представить миру в следующем году. Большинство научных разработок существуют 50 и более лет, но до сих пор они были недоступны широкой публике. Ученые зачастую скептически относятся к людям из индустрии моды, но FTL помогает технологиям и моде понимать друг друга и делиться идеями. Мы стараемся показать, что изобретения принесут намного больше пользы, если не будут скрыты за стеклянными дверями лабораторий, а станут направлять модное производство в более экологичное, бережливое и безопасное русло.
Е.М.: А как ты обеспечивала финансирование лабораторных проектов? Самостоятельно или на деньги инвесторов?
М.Д.: Совсем недавно мы привлекли в проект 50 миллионов долларов, и это деньги инвесторов. Все началось с того, что я вкладывала собственные средства в компании, в которые верила, — так было, к примеру, с модным брендом Reformation. Когда у меня появились дети и возникла необходимость в экологически чистых товарах и продуктах без токсинов и химикатов, зародилась идея уникальной площадки The Tot. Инвесторов всегда легче убедить вложить деньги, когда они понимают, что ты тоже несешь финансовую ответственность и так же, как и они, заинтересован в успехе.