ЕLLE событие
Марина Абрамович
Накануне эпохального культурного события – открытия первой в истории арт-платформы виртуальной реальности Acute Art – бесподобный классик современного искусства Марина Абрамович рассказала ELLE о том, как не разучиться любить в эпоху технологий, толковать сны и заключить контракт с планетой
ELLE: Суббота, 10:00 утра, а мы уже беседуем. Как проходит ваше обычное утро?
Марина Абрамович: Я встаю в 6:30, чищу зубы, принимаю душ и обязательно улыбаюсь новому дню. А потом иду плавать в бассейн, совершая с десяток заплывов — туда и обратно, туда и обратно. Но, прежде чем поплыть, смотрю, нет ли в воде лягушек, — иногда они падают в бассейн ночью. Расскажу забавную историю. Каждое утро одна лягушка встречает меня на краю бортика и, как только я появляюсь, прыгает в воду. Я начинаю за ней гоняться с сачком, чтобы выловить, а она, похоже, обожает эту игру и ловко уворачивается. А я все бегаю и бегаю за ней, пока мы обе не устанем. Тогда лягушка всплывает, будто дохлая, я осторожно достаю ее и оставляю на берегу — тут-то она оживает и весело скачет прочь. И так каждый день! Теперь я раздумываю, как бы мне ее пометить. Поставить какую-нибудь красную точку? Чтобы узнать наверняка, что это та самая лягушка. Поиграв в догонялки, завариваю чай. Со среды у меня за городом живет группа из института, восемь человек, с которыми мы проводим семинары. Но до этого — занимаемся йогой: я люблю сначала хорошенько поработь над растяжкой, а потом, к примеру, сделать сто пятьдесят повторов на пресс или планку... Затем — завтрак: я кладу свеклу, имбирь, яблоки, разные фрукты и ягоды в миксер, делаю что-то вроде смузи и пью этот коктейль вместе с большим объемом воды. И до обеда ничего больше не ем. Во время семинара все еще строже: мы трое суток проводим без пищи, не разговариваем, встаем в пять утра. Нужно тренировать и тело, и дух, чтобы генерировать правильную энергию, — это крайне важно.
ELLE: Вы много говорите о природе, а как относитесь к технике?
М.А.: Разрываюсь между любовью и ненавистью. На самом деле, когда техника начала развиваться особенно бурно, я ее презирала. Ведь первое, что она делает, — отнимает время у нашей жизни, а людям вообще свойственно увлекаться. Технику же изобретали, чтобы освободить человека, поручить ей работу, а самим посвятить жизнь чему-то лучшему. Но вместо этого люди так сильно к ней пристрастились, что стоит выйти новому устройству, как они жаждут немедленно им обладать. Как сказала одна моя подруга, «телевизор и компьютер стали моей натурой». И это печально. Проблема не в технологиях, а в нашем подходе. Так что в рамках моей методики Абрамович я обязательно говорю ученикам: «Если вы действительно хотите что-то испытать, оставляйте в специальных шкафчиках свои телефоны, часы, компьютеры». Потом мы выдаем всем наушники, чтобы полностью перекрыть звук, дать людям отключиться, побыть самим собой в полном спокойствии, не глядя то и дело на часы или в экран смартфона. Это приносит невероятные результаты.