Earth, i love you

Большое портфолио ELLE с экоактивистами — от голливудских звезд до больших ученых. Герои рассказали нам шокирующие случаи, которые изменили их точку зрения на климатические катастрофы и сделали ответственными жителями планеты Земля. Надеемся, что для кого-то из читателей эти интервью станут поворотным моментом в заботе об окружающей среде.
Мэтт Дэймон
Актер, сценарист, основатель благотворительной организации Water.org
Прозвище «Умница», которое Дэймон приобрел со времен фильма об Уилле Хантинге, закрепилось за актером не только на экране. 15 лет назад он основал фонд, который помогает людям по всему миру получить доступ к чистой воде
ELLE Что побудило вас заняться благотворительностью?
МЭТТ ДЭЙМОН Я осознал, что доступ к чистой воде и соблюдение гигиенических норм являются решением многих проблем на Земле. Без воды и туалетов нельзя справиться с проблемой бедности; только так меняется жизнь, общество и экономика. На съемках фильма в Африке, к югу от Сахары, я провел много времени с жителями замбийской деревни. Наблюдая за их ежедневными непростыми поисками воды или места, куда можно сходить в туалет, я был ошеломлен и решил, что должен действовать для ликвидации водного кризиса, основав Water.org.
Каковы текущие цели и задачи проекта?
Благодаря Water.org более 25 миллионов человек получили доступ к чистой воде и достойным санитарным условиям, и мы не останавливаемся. Наша цель — к 2030 году обеспечить ими всех нуждающихся.
Какая история произвела на вас шокирующее впечатление как на экоактивиста?
Около 6 лет назад я был на Гаити. Там я познакомился с 13-летней девочкой, которая тратила по 3–4 часа в день, чтобы набрать воды, необходимой ее семье. Такие дети не должны быть обременены подобными вещами. Они должны играть и учиться в школе, а не преодолевать колоссальные расстояния, чтобы принести тяжелые сосуды с водой из рек или прудов.
А какая история — самая обнадеживающая?
У той же самой девочки и ее семьи теперь есть доступ к воде. Я рад, что у Water.org это получилось. Когда я спросил ее, чем она теперь будет заниматься, она ответила: «Я буду играть». Для меня это был очень сильный эмоциональный момент — подарить ребенку детство.
Как изменилась экологическая повестка дня за последние годы?
Мир постепенно просыпается. Но у нас есть еще очень много работы по улучшению санитарных условий для людей, живущих в нищете. Согласно последним отчетам, решение водного кризиса будет стоить 114 миллиардов долларов в год ближайшие десять лет. И эта сумма в три раза больше того, что тратится на это сегодня. Water.org компенсирует недостаток финансирования, благодаря чему мы сможем обеспечить миллионы нуждающихся пригодной для питья водой и санитарно-гигиеническими услугами.
Если бы вы стали президентом Земли, какой экозакон вы бы приняли?
Без доступа к воде люди не могут выжить. Поэтому если бы я был президентом Земли, то сделал бы это приоритетом.
Паскаль Брюн
Глава отдела устойчивого развития H&M
Каждый год компания H&M удивляет инновациями в сфере переработки. Сделать материал из отходов виноделия? Почему бы и нет! Глава отдела устойчивого развития бренда Паскаль Брюн Рассказал elle о том, как именно старая одежда превращается в новую и зачем это нужно
ELLE В компании H&M — самый продвинутый в fashion-индустрии отдел устойчивого развития, и вы являетесь его главой. Какие у вас планы на этот год?
ПАСКАЛЬ БРЮН О, их так много! В первую очередь мы стремимся заменить нашу линейную бизнес-модель на циркулярную — то есть задействовать как можно меньше материалов и ресурсов для производства. Нам нужно полностью переосмыслить то, как мы работаем над дизайном, как выбираем материалы, как используют наш товар и как его в конце концов перерабатывают. И это настоящий вызов в современной моде.
Каждый год вы представляете новые материалы в коллекции Conscious Exclusive, которые потом с большой вероятностью могут появиться и в регулярных коллекциях. Какими новинками можете похвастаться сегодня?
Прежде всего я очень горжусь тем, что к концу этого года весь используемый нами хлопок будет производиться и перерабатываться самыми экологичными способами. И главная цель сейчас — сделать это для всех наших материалов; думаю, к 2030 году мы ее достигнем. В новой коллекции Conscious Exclusive есть очень крутой новый материал — это мягкая альтернатива коже, так называемая веганская кожа, созданная из побочных продуктов виноделия! Также мы разработали новый способ окраски ткани с помощью кофе. И представили новый запатентованный материал Circulose — это ткань из химически переработанных волокон старой одежды.
H&M давно запустил сбор ненужной одежды. Какой все-таки процент этих вещей в конце концов превращается в новые коллекции бренда?
Тут сложно назвать конкретную цифру. Происходит это обычно так: мы продаем эти вещи компании, которая отвечает за переработку одежды, а затем выкупаем у них обратно именно те материалы, которые нам нужны на данный момент. К примеру, органический хлопок, из которого сделаны наши джинсы. Происхождение хлопка в этом случае уже сложно отследить — он может быть переработан не только из той одежды, которую сдают в наши магазины, и вообще не только из H&M.
С хлопком все более или менее понятно. А что насчет переработки полиэстера? Работаете ли вы над инновациями в этом процессе? И насколько они коммерчески оправданны?
Да, мы сотрудничаем с несколькими проектами — это британская компания Worn Again Technologies (они перерабатывают даже пластиковые элементы автомобилей и детали аэростатов) и научная организация Ambercycle, производящая полимеры из текстильных отходов и вновь конвертирующая их в ткань. В новой коллекции Conscious Exclusive мы впервые используем материал Renu — это переработанный полиэстер из другой одежды. И тут главное — полностью завершить петлю, то есть переработать весь полиэстер из выброшенных вещей в новые.
Из-за чего вы больше всего беспокоитесь не как глава отдела устойчивого развития H&M, а как человек?
Меня волнуют климатические изменения — на мой взгляд, это самая большая проблема на сегодняшний день, и мы едва ли можем представить себе катастрофические масштабы ее влияния на планету и человечество.
Лили Коул
Модель, амбассадор Фонда экологической справедливости (EJF) и Всемирного фонда дикой природы (WWF), автор книги «Who cares wins» о fast fashion и гендерном неравенстве
К роли топ-модели, мамы, выпускницы Кембриджского университета и владелицы книжного магазина Лили Коул добавила еще одно важное амплуа — экоактивистки, которая учит коллег по fashion-индустрии дружить с природой
ELLE Что побудило вас заняться экоактивизмом?
ЛИЛИ КОУЛ Я рьяная защитница окружающей среды, но в то же время тесно связана с индустрией моды. Первые кампании EJF касались решения проблемных сторон этой отрасли и были сосредоточены на выращивании хлопка в Узбекистане — эти вопросы оказались мне близки. С тех пор я работала с фондом над вопросами глобального климатического кризиса, помогая рассказывать о тяжелом положении климатических беженцев и о добыче сквалена — косметического масла, ради которого убивают акул. Для меня важно, что у EJF все экологические вопросы всегда связаны с социальными.
Каковы текущие цели и задачи проекта?
EJF считает, что экологическая безопасность — одно из основных прав человека. Фонд работает с теми, кто находится на переднем крае экологической катастрофы: проводит расследования, документирует происходящее и разоблачает нарушения окружающей среды и прав человека. Нынешние кампании сосредоточены на океанах, климатическом кризисе, устойчивой моде и защите лесов. Например, работа EJF выявила систематическое разрушение морских экосистем во всем мире в результате незаконного рыболовства. Эти данные мотивировали правительства разных стран и общественные организации начать действовать во имя спасения морского разнообразия.
Какая экоистория — самая обнадеживающая?
Я знаю много отличных примеров — от создания цепочек поставок органического хлопка, углеродно нейтральных футболок EJF до продуктов Body Shop из масла ши, изготовленных вручную женщинами в небольших деревнях на севере Ганы. Совместно с WWF я разработала кроссовки из амазонского дикого каучука для Veja, а над платьями и ювелирными украшения для Vivienne Westwood работала, следуя программе легендарного активиста Чико Мендеса, который посвятил жизнь защите тропических лесов и прав тапперов, добывающих дикий каучук. Я была также впечатлена стратегией Всемирного земельного фонда по защите «коридоров дикой природы» — участков земли для естественной и безопасной миграции слонов и тигров в Индии.