Ёлки, столы и другие опыты: как ищет точки роста цех, который строил стенды для выставок, а потом — столы для удалёнки
Монолог предпринимателя о выходах из ситуации, когда спрос на твои основные продукты резко падает уже во второй раз за два года, а материалы не дешевеют.
В 2020 году московский производитель стендов для выставок «Стенд-До» потерял заказы из-за пандемии. Чтобы не простаивал цех, компания начала делать дески — столы-трансформеры для работы на удалёнке под брендом Stayhomedesk.
Но на следующий год люди стали возвращаться в офисы и продажи упали. Вдобавок выросли цены на фанеру и лак: из-за этого столы подорожали вдвое, а клиенты стали обдумывать покупку больше месяца.
Основатель «Стенд-До» Артём Боровой рассказал, как компания вышла из положения благодаря архитекторам и искусственным ёлкам.
Кризис продолжается: выставки отменяют и падают продажи столов
В 2021 году мы сделали стенды для шести мероприятий, выручили 28 млн рублей, но рынок до сих пор не восстановился. Из-за пандемии в 2022 году отменили Российский инвестиционный форум, для которого мы планировали делать выставочную застройку.
За два года ощутимо выросла конкуренция между строителями стендов, заказчики сокращают бюджеты, цены на материал растут, многие специалисты за время отсутствия выставок ушли в смежные отрасли.
Два года назад мы компенсировали потери рабочими местами для удалёнки. Но в 2021 году многие уже вышли в офисы, и у нас упали продажи. Кроме того, за год себестоимость десков выросла в два раза, потому что подорожала фанера — материал, из которого делаем столы.
Зимой 2021 года она стоила 1400 рублей за лист, а в 2022-м — 2800 рублей. Мы не работаем напрямую с заводами: они продают крупные партии, а нам надо около 100 листов в месяц. Поэтому берём фанеру у оптовых закупщиков с наценкой.
Приходится всё время искать новых поставщиков: у одного товар может закончиться, а другой поднимет цены. Последние пару месяцев мы не меняли поставщика и брали материал по фиксированной цене, но всё снова может измениться.
Из-за роста цен на фанеру мы вынуждены постоянно повышать стоимость десков. В 2020 году стол в минимальной комплектации без покрытия стоил 3800 рублей, в 2021-м — 4500 рублей, а в 2022-м — 8900 рублей.
Лак и краска тоже подорожали, поэтому себестоимость покраски самого бюджетного стола выросла с 2500 до 2800 рублей. Кроме того, в 2021 году мы стали наносить краску более плотным слоем, поэтому её уходит больше.
За год общие расходы на производство десков выросли с 9,56 млн до 12 млн рублей без учёта налогов — их пока не посчитали. Только в декабре 2021 года мы потратили больше 1,6 млн рублей:
- Фонд оплаты труда — 900 тысяч рублей.
- Сырьё и расходники — 360 тысяч рублей.
- Аренда цеха —135 тысяч рублей.
- Реклама — 110 000 тысяч рублей.
- Логистика — 100 тысяч рублей.
- Коммунальные услуги — 40 тысяч.
Повышение цен на дески привело к тому, что клиенты стали дольше принимать решение о покупке. В результате за год продажи упали с 300 до 100 десков в месяц. По нашим ощущениям платёжеспособность клиентов в 2021 году снизилась по сравнению с 2020-м.
Чтобы избавить клиентов от мук выбора аксессуаров для стола, собрали несколько готовых комплектаций, и продажи пошли лучше. Но оставили возможность заказать деск по индивидуальному проекту.
Расходы на продвижение столов мы увеличили с 65 тысяч рублей в месяц до 100 тысяч. Используем и бесплатные способы: пишем статьи и снимаем ролики для канала в «Яндекс.Дзене». Например, видеоинструкция по сборке стола набрала более 220 тысяч просмотров.