Электронные помощники водителя. Насколько они нужны?
Дефицит микроэлектроники на мировых рынках вообще и российском в особенности в последние месяцы неоднократно вызывал остановку автомобильных конвейеров. Это связано с тем, что современный автомобиль во многом «электронный». Но что именно в машине требует столько чипов, и нельзя ли без этого обойтись?

В России из электронных помощников водителя обязательны всего два ― ЭРА-ГЛОНАСС и АБС (с 2016 года на всех новых машинах). Это необходимо для сертификации и, теоретически, машина без этих устройств в продажу поступить не может. Впрочем, реальность такова, что тот же ВАЗ выпускал машины без ГЛОНАССа под обещания поставить его потом.
В Европе все куда строже ― три года назад Еврокомиссия выкатила перечень обязательного оборудования для новых машин, и там такой грандиозный набор, как автоматическое торможение, автомат удержания в полосе, алкозамок, система контроля усталости водителя, камера заднего вида, датчики парковки и фискальный «черный ящик», как в самолете. Правда, все это вводится не прямо сейчас, а постепенно, начиная с этого года, потому что европейский покупатель пока не готов оплатить этот праздник, особенно с учетом состояния экономики, а производители не знают, где взять столько чипов, когда в разгаре санкционная война США с Китаем.
Теоретически подсчитано, что «полный европейский набор всего» сохранит жизни 7300 человек до 2030 года, а система автоматического торможения на 38% снизит количество попутных столкновений, которые хотя и редко приводят к жертвам (в отличие от встречных), зато являются главной головной болью страховых компаний.
Собственно, европейские страховщики и есть главные лоббисты обязательных электронных систем в ЕС – оплатит их все равно покупатель, а чем меньше аварий, тем меньше денег выплатит страховая.
Необходимость или навязанность?
Среди водителей и экспертов не утихают споры – что из «дополнительного оборудования» действительно нужно, а что просто навязывается для прибыли производителей и доходов страховщиков? Не секрет, что электронная часть автомобиля сверхприбыльна. В отличие от троицы «мотор-трансмиссия-кузов», обеспечивающей собственно движение, но весьма затратной в разработке и изготовлении, микроэлектроника дешева в закупке и дорога в комплектации. Поэтому чем более оснащен допсистемами автомобиль, тем больше прибыли он приносит. Но только ли в этом дело?