Электрокары: правда ли они такие «зеленые», какими кажутся
Разбираемся вместе с экспертом.
Илон Маск не только запустил электромобиль Tesla в космос, но и придал ускорение всей глобальной электромобильной отрасли. Сегодня электрокары стремительно дешевеют, мощнеют и заполняют дороги по всему миру. Но приведет ли это к желаемому снижению нагрузки на окружающую среду? Даниил Петин, директор по стратегическим проектам DiDi, объясняет, насколько «зелеными» на самом деле являются электрокары.
Сто лет назад, на заре развития автобизнеса, энциклопедия Брокгауза и Ефрона описывала читателям преимущества автомобилей на электротяге так: «Электрические двигатели не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других». Век спустя человечество, наконец, готово согласиться с энциклопедистами. В ближайшие 10-20 лет электрокары будут стремительно заполнять улицы.
К 2040 году, по разным прогнозам, от 65 до 100% новых автомобилей, продаваемых на планете, будут электрическими. Volvo полностью заменит линейку на электрокары к 2030 году, Audi — к 2033-му, а General Motors — к 2035-му. Россия тоже спешит стать электромобильной державой. В августе 2021 года правительство приняло концепцию развития электротранспорта, согласно которой в стране в ближайшие годы создадут производственную базу для выпуска электромобилей и расширят инфраструктуру для них.
Популярность электрокаров объяснима: они экономичнее, тише, их проще ремонтировать и обслуживать. Но правительства, объявляющие национальные кампании по поддержке электрокаров, и автоконцерны, меняющие стратегию бизнеса, руководствуются другой причиной. Один из главных мотиваторов — экологичность, ведь электрокары создают меньшую нагрузку на окружающую среду. Меньшую, но не нулевую — и разницу нужно понимать.
Как посчитать «зеленость» электрокара?
Электромобили действительно не производят напрямую той самой «копоти», то есть опасных выбросов углекислого газа. Скептики обычно возражают: процесс производства электрокаров и особенно батарей для них воздействует на окружающую среду едва ли не хуже, чем в случае машин с ДВС. Но если посмотреть на полный цикл цепочки создания ценности при производстве, эксплуатации и утилизации машины, то окажется, что электромобили все же более экологичны — на 20-70% в зависимости от страны. К таким выводам пришли авторы недавнего исследования Международного совета по экологическому транспорту (ICCT).
А вот энергию, которой питаются электромашины, не всегда можно считать экологически чистой. Большое значение имеет то, как именно производят электричество. В разных странах используются разные источники топлива, значит, экологический след одной и той же модели электромобиля будет отличаться. Например, проехавшись на Nissan Leaf по Польше или США, где более 60% электростанций работает на угле, вы опосредованно участвуете в достаточно большом объеме выбросов CO2 в атмосферу. Но объем этот все равно будет в три-пять раз меньше, чем у Toyota Camry или пикапа Ford F-150. А в Германии или Исландии, где электричество генерируется от возобновляемых источников, экологический