Выборы в Ливии: многозначительная пауза
«Декабрьского чуда» не случилось: ливийские выборы президента перенесли. Почему?

Первые в истории Ливии президентские выборы, намеченные на 24 декабря, не состоялись. Сначала национальный избирком попросил отсрочку на месяц, но и этого времени оказалось недостаточно. Зарождавшийся мирный процесс замер, возможно, до конца 2022 года. Пока не ясно, похоронят ли предложенный ООН формат урегулирования, не начнется ли новое военное противостояние.
За что ругают избирком
Отношение к организации избирательного процесса в Ливии с самого начала было сложным: эксперты указывали, что из-за глубинных разногласий и отсутствия стабильных механизмов контроля за соблюдением принципов законности и прозрачности выборы в худшем случае станут поводом для возобновления активной фазы вооруженного конфликта, а в лучшем превратятся в политический фарс, который тоже довольно быстро перерастет в вооруженную борьбу. На успешное преодоление многолетнего кризиса на основе демократических принципов никто особо не рассчитывал.
Что же стало причиной декабрьского провала? Основную негативную роль, разумеется, сыграла разобщенность населения страны, возникшая на фоне многолетней борьбы центров силы: Тобрука и Триполи, олицетворяющих, соответственно, Восток и Запад государства. Фигуры, уважаемые и почитаемые в одной части страны, воспринимаются в другой не иначе, как виновники всех кризисов и проблем, которые в настоящее время испытывает Ливия. Поэтому любой из «неоднозначных» кандидатов, пришедший к власти в результате выборов — будь то западник Фатхи Башага, «восточный фельдмаршал» Халифа Хафтар или же Саиф аль-Ислам Каддафи, сын покойного лидера Ливийской Джамахирии — рискует получить «в наследство» фронт сопротивления размером с половину страны.
Глава временного правительства Абдель Хамид Дбейба, пытавшийся обратить репутационные потери оппонентов в свою пользу, в итоге сам оказался не у дел: ливийцы не готовы видеть временщика в качестве постоянного руководителя страны. Не последнюю роль в изменении имиджа Дбейбы в худшую сторону сыграли всплывшие в прессе сомнительные финансовые схемы, в реализации которых тот участвовал, уже будучи премьер-министром.
Кроме того, нахождение на территории страны, включая столицу, большого количества наемнических групп, а также затаившихся на время радикалов формирует опасную социальную напряженность. Фактически любой полевой командир средней руки в случае недовольства итогами выборов легко может поднять мятеж, к которому тут же примкнут аутсайдеры президентской гонки, и борьба снова примет знакомые очертания: Тобрук против Триполи. Все кандидаты на президентский пост очень хорошо осознают этот риск, а потому стремятся стянуть под свои знамена как можно больше сторонников.
Возросшее внимание со стороны мировой общественности также сыграло, скорее, деструктивную роль. Почти все кандидаты в условиях паузы стремятся задействовать свои связи, наработанные в регионе в период конфликта, и пытаются убедить внешних спонсоров — будь то Египет, ОАЭ или Турция — поддержать их кандидатуру. Объемы «поддержки» в данном случае могут разниться от оказания давления на национальный избирком с помощью дипломатических средств до угроз прямого военного вмешательства в случае проигрыша ставленника.
Что дальше
Ливийский избирком усилил внутреннюю напряженность, не представив в конце декабря утвержденный список кандидатов в президенты. Подобный жест был, с одной стороны, истолкован как стремление не усложнять и без того напряженные отношения между центрами силы, а с другой — был воспринят как неготовность решительно следовать утвержденной в ООН дорожной карте урегулирования.
Кроме того, недосказанность обострила электоральную борьбу, в которой кандидаты на пост главы Ливии все чаще стали использовать совсем не демократические средства: шантаж, подкуп и информационные спекуляции.
Некоторые позитивные подвижки все же наблюдаются — это и постепенная нормализация нефтедобычи, и консолидация экспорта нефтегазовых ресурсов за рубеж, которая ранее была невозможна из-за конфликтов Тобрука и Триполи. Или же начало консультаций по постепенной реинтеграции отрядов ополчения и племенных милиций в национальные вооруженные силы. Подобные победы были бы недостижимы в условиях открытого противостояния.
Теперь у политических конкурентов появляется больше времени для формирования компромиссной модели политического и экономического устройства новой страны. Но паузой могут также воспользоваться внутренние и внешние силы, нацеленные на срыв мирного диалога.
* Политический консультант, эксперт Российского совета по международным делам, председатель попечительского совета Уральской ассоциации молодых ближневосточников.
TASS
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl