Вернуть государству амбиции
Известный итало-американский экономист Мариана Маццукато изучая происхождение ценности в экономике, считает, что финансовый сектор экономики в его современном виде оказывает пагубное влияние на реальную экономику, и настаивает на инновационной роли государства
В самом начале своей книги Маццукато заявляет ее основную цель: изменить отношение к государству, сложившееся в современной экономической теории и экономической практике. К государству как «кафкианскому бюрократу, погребенному под грузом бумаг, неуклюжему и неэффективному». К государству, которое «изображается как нечто присосавшееся к обществу и финансируемое за счет обязательных налогов на многострадальных граждан». И, как замечает Маццукато, «вывод при таком подходе всегда будет только один: нам нужно больше рынка и меньше государства. Чем тоньше, незаметнее и эффективнее работает государственная машина, тем лучше». Однако недооценка возможностей государства, по ее мнению, одна из главных проблем современного общества (или даже, скорее, современного капитализма как экономической системы), которое пагубно влияет на само общество и его способность к развитию. А эта проблема, как и другие поднимаемые Маццукато (о них мы расскажем ниже), проистекает из неправильного понимания современной экономической теории природы ценности и того, кто ее создает.
Что такое ценность, кто ее создает и кто изымает
В основе многих современных политико-экономических проблем лежит, по мнению автора, неправильное представление, созданное современной экономической теорией, об источниках и творцах ценности. И одна из важнейших целей книги, как ее объясняет Маццукато, — сформировать в обществе правильное понимание того, что такое ценность в экономике и каковы ее источники.
Вот почему Маццукато значительную часть своей книги посвящает рассказу о том, как различные экономические школы и экономисты, начиная с Адама Смита, понимали, что такое ценность.
Здесь важно отметить, что по-английски книга Маццукато называется The Value of Everything, и слово value переведено как «ценность», хотя обычно при переводе англоязычных текстов по экономической теории на русский оно переводится как «стоимость», что часто понимается как денежная стоимость или попросту цена того или иного продукта. И это не только проблема перевода, но и самой теории. По крайней мере, классики экономической теории и создатели «трудовой теории стоимости» Адам Смит и Карл Маркс под value подразумевали вовсе не деньги, а именно ценности, создаваемые трудом, которые в процессе рыночного обращения принимают денежную форму, но к ней не сводятся.
Вот почему важно понять, с одной стороны, как и почему категория ценности, имеющая как практический, так и философский смысл, постепенно свелась к вульгарной денежной стоимости или просто к цене того или иного продукта, и преодолеть эту вульгарность. А современной экономической теории необходимо вернуть слову value его истинное значение и на этой ценностной основе понять современную экономику. Тем более что главные труды и Смита, и Маркса многие рассматривают не только как выдающиеся экономические, но и философские работы. А с другой стороны, важно понять, каким образом это представление о ценности повлияло на экономику и как это влияние преодолеть.
А из правильного понимания слова «ценность» следует, по мысли Маццукато, правильное понимание важнейших исследуемых ею феноменов экономической жизни, которыми являются создание и изъятие ценности. Как поясняет Маццукато, «под “созданием ценности” я понимаю способы, с помощью которых различные типы ресурсов (человеческие, материальные и неосязаемые) возникают и взаимодействуют с целью производства новых товаров и услуг. Под “изъятием ценности” я понимаю виды деятельности, сосредоточенные на манипуляции существующими ресурсами и продукцией и на извлечении непропорционально высоких доходов из проистекающих из этого торговых операций». Однако в настоящее время под влиянием маржиналистской теории перечень отраслей экономики, создающих ценности, был сильно расширен, в него вошли, например, финансы, хотя в рамках классической теории их понимали как «вспомогательный фактор для обменных операций с уже существующей ценностью». Финансовый сектор, который прежде считался непроизводительным, теперь рассматривается как создатель ценности, и именно это, по мнению Маццукато, способствовало возникновению и экспансии одного из вреднейших и опаснейших для экономического развития явлений — экспансии финансового сектора во все сектора экономики.
Финансиализация и ее угрозы
Экспансия финансового сектора во все сектора экономики, в результате которой «финансовые операции и поддерживаемая ими ментальность проникли в промышленность», — это еще одна важнейшая угроза для современного капитализма, которую, считает Маццукато, необходимо преодолеть, чтобы вернуть ему способность к полноценному развитию. Эта угроза наглядно проявляется в том, как «менеджеры крупных компаний предпочитают направлять более значительную долю прибылей не на инвестирование в долгосрочное будущее бизнеса, а на обратный выкуп акций, что, в свою очередь, накачивает биржевые котировки, фондовые опционы и заработки управленческой верхушки. Они называют это созданием ценности, но, как и в самом финансовом секторе, реальность зачастую оказывается противоположной: мы имеем дело с изъятием ценности».