Три ответа на теракты в Европе
После серии терактов во Франции и в Австрии Европа может изменить свое отношение к мигрантам в сторону большей радикализации. Однако идеологическая почва этого поворота чревата новыми жертвами

Уже давно Европа не подвергалась столь массированной атаке радикального ислама и не встречала столь же радикальной на него реакции, идущей прямо изнутри западной социальной действительности. Сначала череда нападений фундаменталистов прокатилась по Франции и привела к гибели или ранению десятка людей. Волну насилия запустила новая порция карикатур сатирического журнала Charlie Hebdo на исламского пророка, после публикации которой 25 сентября неподалеку от редакции пакистанец напал с ножом на прохожих и ранил четырех человек.
Затем, 16 октября, чеченский юноша обезглавил учителя истории Самюэля Пати за то, что тот «развращал» детей в школе, показывая им карикатуры из этого журнала. Двадцать девятого октября в собор Нотр-Дам в Ницце ворвался очередной радикал и, выкрикивая «Аллах акбар!», убил трех христиан. Помимо этого в разных районах Франции было задержано еще несколько человек, которые также планировали нападения.
В начале минувшей недели теракт потряс обычно тихую и безопасную Вену. В восемь часов вечера двадцатилетний террорист, уроженец Вены албанского происхождения, открыл огонь в самом центре столицы. По словам очевидцев, поначалу он метил в посетителей баров, которые собрались отдохнуть накануне очередного локдауна, а затем начал стрелять по прохожим. И хотя террориста удалось нейтрализовать уже через десять минут, в общей сложности от его рук погибло пять человек, а еще 22 получили ранения.
Конечно, если посмотреть на эту трагическую хронику глобально, то она, увы, не покажется чем-то экстраординарным. Все мы помним расправу над журналистами в редакции газеты Charlie Hebdo в январе 2015 года. Серию терактов в Париже в ноябре того же года. Помним, как террорист на 19-тонном грузовике врезался в толпу людей в Ницце, а другой убил священника в церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре. А еще нападение в Каркасоне и на рождественском рынке в Страсбурге, атаку на префектуру полиции в Париже, теракты в Брюсселе, теракт на рождественском базаре на Брайтшайдплац в Берлине.
Факт остается фактом: все последние годы Европа становится все менее безопасной, вызывая у некоторых российских наблюдателей озабоченность, граничащую со злорадством: мол, вот они, мультикультурализм и мягкая миграционная политика, в действии. Однако теракты, которые прокатились этой осенью, продемонстрировали не просто этот уже набивший оскомину крах мультикультурализма.
Во-первых, они со всей очевидностью показали неэффективность идеологии, которой руководствуются в своей работе европейские правоохранительные органы и правосудие: радикальных реформ требуют уже не только правые.
Во-вторых, они окончательно доказали неэффективность институтов, которые занимаются интеграцией мусульманских общин, переехавших в Европу.
И в-третьих, эти теракты высветили нечто совершенно новое в том, как пока еще небольшая часть Европы начинает мыслить себя по отношению к мигрантам. Вместо привычной логики «не трогай моего друга-мигранта» на наших глазах, возможно, утверждается идеология радикального и нетерпимого секуляризма, который по своей тональности чем-то напоминает якобизм времен расцвета Великой французской революции.
Полиция, которая не предотвращает
За прокатившейся волной терактов трудно не заметить одну странную черту: кажется, что сотрудники правоохранительных органов, обладая новейшими технологиями всевозможной слежки, способны контролировать граждан во время карантина, но неспособны при этом обеспечить их безопасность, упуская очередную атаку исламского радикализма. Однако бездействие полиции здесь кажущееся.
На самом деле большинство потенциальных преступников хорошо известны правоохранительным органам. Например, один из террористов, 19-летний Адель Кермиш, совершивший нападение на церковь в Сент-Этьен-дю-Рувре, находился под контролем сразу пяти спецслужб. Был хорошо известен и человек, выступивший в качестве главного подстрекателя в убийстве учителя Самюэля Пати, — 61-летний Абдельхаким Сефриуи, выходец из Марокко.
Он неоднократно устраивал демонстрации против светского государства, проклиная «капиталистов и сионистов», активно травил неугодных ему людей через социальные сети — в том числе учителя истории. Его пытались лишить французского гражданства, однако суд отклонил это предложение, несмотря на советы контрразведки. К слову, французское МВД уже давно ведет тщательный учет всех подозреваемых в связях с террористами жителей страны в специальной картотеке.
Наконец, можно вспомнить и признание министра внутренних дел Австрии, который заявил, что террорист Куйтим Фейзулай, убивший пятерых человек в Вене, тоже был «на прицеле» у правоохранительных органов. Еще в июле он пытался приобрести снаряжение военнослужащего в Словакии, о чем австрийская разведка была осведомлена.
Более того, оказалось, что ранее террориста депортировала в Австрию Турция, где, как рассказал генеральный директор по общественной безопасности в МВД Австрии Франц Руф, он был арестован турецкими властями в тот момент, когда пытался попасть в Сирию и примкнуть к местным боевикам. За это его приговорили к 22 месяцам лишения свободы, однако выпустили досрочно.
Как же объяснить такое миролюбие сотрудников правоохранительных органов по отношению к потенциальным террористам? Главным образом подобная толерантность связана с тем, что в течение последних сорока лет в той же Франции ощущается очень сильное давление на правосудие леволиберальной идеологии, против которой иногда бывают бессильны аргументы даже сотрудников спецслужб.