Социальные протесты: «французская новая волна»
Во Франции разгорается социальное недовольство, на которое у власти может не найтись ответа

Внутренняя жизнь Франции вернулась в российские СМИ благодаря очередям на заправках и новой активности black blocks — групп анархистов, которые исповедуют силовое сопротивление органам правопорядка и демонстративное разрушение символов капиталистического общества. После долгого перерыва они появились в Париже по случаю однодневной «межотраслевой забастовки», которую организовали профсоюзы. В демонстрациях по всей Франции приняли участие более 100 тысяч человек. Основным лозунгом бастующих было требование повысить заработную плату.
Вопрос о доходах
Уровень инфляции во Франции около 6%: страна постоянно занимает среди стран Евросоюза почетное последнее место по этому показателю. Дело в том, что с самого начала энергетического кризиса, с осени 2021 года, правительство приняло экстраординарные меры по сдерживанию цен на энергию. Но даже 6% в год — это достаточно высокая цифра и болезненное ощущение после десятилетия чрезвычайно низкой инфляции.
При этом председатель Банка Франции, как и некоторые его коллеги из других западных стран, еще летом выступил с настоятельным призывом не индексировать заработные платы полностью, чтобы не раскручивать инфляционную спираль. Правительство и крупный бизнес наверняка прислушались к совету монетарных властей, но рассчитывать, что профсоюзы последуют этому примеру, было наивно.
Предупредительные забастовки во Франции начались еще летом. Они коснулись прежде всего энергетического сектора. Рабочие на несколько дней блокировали склады нефтепродуктов, подземные хранилища газа и другие объекты. Осенью бастовали на НПЗ компании Total, которая с 2022 года называется TotalEnergies. А из восьми французских НПЗ Total принадлежат шесть. При этом Total, как и все крупные нефтегазодобывающие компании в мире, купается в рекордных прибылях и отмечается рекордными выплатами дивидендов.