«Скупая» колея подрывает рост
Смещение фокуса экономической политики от ярко выраженных антикризисных мер к долгосрочным стимулам восстановительного роста стало одной из главных тем недавнего обширного интервью главного экономиста ВЭБ.РФ Андрея Клепача «Эксперту»**. Представляется, что приготовление правильного «коктейля» с точной дозировкой антикризисных и стимулирующих мер — сложная задача не только для российского правительства, но и для руководства многих стран, включая Францию.
Клепач подчеркивает стимулирующий эффект определенных мер поддержки населения, принятых российскими властями в разгар кризиса, в частности всеобщих выплат на детей, независимо от уровня нуждаемости семей, и отмечает, что эта мера серьезно поддержала доходы населения. Стоит добавить, что аналогичный эффект имело существенное повышение размера пособия по безработице.
Таким образом, меры, часто заявляемые в качестве социальных, при определенном уровне охвата в действительности имеют макроэкономический эффект. Похожий эффект наблюдался и во Франции, а также во многих других европейских странах. Причина проста: когда экономика сталкивается с шоком масштаба нынешней пандемии COVID-19, всякая мера, поддерживающая платежеспособный спрос населения, оказывает немедленное позитивное воздействие на экономику. В рыночной экономике вы производите что-либо лишь в надежде продать свой товар с прибылью, а конечным покупателем так или иначе является население. Спрос определяет предложение. Вот логический источник поддержки Клепачем мер, относящихся к концепции «вертолетных денег».
Тем не менее существует проблема. Чтобы описанный макроэкономический эффект действовал, необходимо, чтобы норма сбережения денежного дохода оставалась стабильной. Однако, например, во Франции хотя общий уровень доходов граждан в общем и целом был поддержан специальным механизмом выплат частично безработным, норма личных сбережений резко выросла из-за неопределенности, вызванной эпидемией и ее последствиями. Этот пример показывает,