Сериал «Номинация»: производственная драма для своих, или трагифарс нового времени?
На платформе Okko вышел первый режиссерский опыт в жанре сериала Надежды Михалковой

«Номинация» — это «фильм о фильме». Две сестры, Татьяна и Вера (Анна и Надя Михалковы), после смерти легендарного отца — кинорежиссера и сценариста — унаследовали от него не только громкую фамилию и принадлежность к российской культурной элите, но и профессию. Вера Истомина после публичного скандала снимает кино по последнему сценарию отца. Старшая сестра, Таня, заслуженная артистка, лицо которой не сходит с телеэкранов и рекламных баннеров, буквально прыгает из проекта в проект. Вот она в военной форме с пистолетом наперевес снимается в очередном патриотическом шедевре, а вот участвует в новом эксклюзивном «мыле» на одном из главных каналов страны, играя императрицу.
Над всем этим возвышается вдова Агафья Истомина (Людмила Максакова), которая возглавляет фонд кино имени бывшего мужа и распределяет госгранты на новые фильмы.
Параллели с одним из самых известных отечественных кинокланов на поверхности: великий отец-режиссер, две дочери, некий кинофонд… Все это породило волну вопросов от критики: почему в фильме не задействован отец?
По словам Нади Михалковой, ей хотелось уйти от семейственности и показать некую обобщенную богатую семью, у которой есть вкус. Хотя этой самой семейственности не удалось избежать — и в этом случае, мы думаем, к счастью. В роли немого сына Татьяны снялся сын Анны Михалковой Андрей Баков, и это одно из очевидных приобретений сериала.
Впрочем, как и весь актерский кастинг. Взять, например, Ольгу Остроумову, играющую престарелую актрису, доживающую свой век в забытом Доме ветеранов сцены. Она выходит на сцену в роли короля Лира, и мы гадаем: эта гениальная игра — блестящий стеб или правда?
Или Людмила Максакова в роли вдовствующей «королевы-матери», не желающей расстаться ни с удобным молодым любовником (Владимир Мишуков), ни с фондом, гарантирующим своевременный приток денег в семью.
Казалось бы, в этом мире лицемерия и внутрисемейной грызни должен быть персонаж, которому зритель симпатизирует. И на первый взгляд это скромный сценарист — друг отца Истоминых, соавтор великого сценария фильма «Исход», по которому Вера и должна снять фильм. Кино, которым она себя реабилитирует.
Но и тут сценаристы «Номинации» нам не оставляют надежды: милый добрый дядя Гоша (Сергей Петров) оказывается приспособленцем, готовым переписать сценарий в угоду Истоминой.
Есть и настоящие сатирические бриллианты, например эпизод, когда герой Миркурбанова приводит на площадку темнокожую любовницу на роль русской крестьянки, или сцена тайного свидания Тани Истоминой с исполнительным продюсером (Алексей Гришин).
В «Номинации» Анна Михалкова блестяще проявляет свой талант в эпизоде разговора по душам с очередной протеже «папика». Вот она, как старший товарищ, со слезами на глазах учит молодую актрису тонкостям игры — но, как только режиссер говорит «стоп», Таня становится циничной стервой. Впрочем, а какой ей быть в этом мире, когда нужно укладываться в график между костюмными драмами и рекламой венчальных наборов на сайте, подозрительно похожем на Госуслуги?
В целом сериальный дебют Нади Михалковой можно было бы назвать успешным, если бы не отсутствие связующего элемента, который из разрозненных, пусть и талантливо снятых фрагментов сформировал бы единое художественное высказывание. Звездный кастинг, прицельное попадание в типажи, ироничные диалоги, узнаваемые в тусовке прототипы и ситуации, сарказм, даже кривая ухмылка Миркурбанова — все это в финале распадается, так и не успев стать целым за четыре серии. Мешают этому и случайные для зрителя сюжетные линии (например, любовник Агафьи, Мишуков, который прописан крайне схематично). Они просто повисают в воздухе и отнюдь не играют роль чеховского ружья, которое обязательно выстрелит в конце пятого акта.
«Номинация» как фильм — вряд ли. «Номинация» как заявка — да! Заявка, которая вполне может дать пищу для размышлений на тему, есть ли у российской киноиндустрии будущее. По мнению героини Веры Истоминой, которую так и не взял в свой проект Нолан, — нет. А по мнению немого, но, по всей видимости, талантливого парня, сына многостаночницы Тани, — вполне. И, судя по всему, это светлое будущее.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl