Может ли автор взять всю ответственность за судьбу своей книги на себя

ЭкспертКультура

Самиздат: путь авторов к независимости

Может ли автор взять всю ответственность за судьбу своей книги на себя

Вячеслав Суриков

После окончания Литературного института имени Горького Людмила Потапчук даже не пыталась реализоваться в качестве литератора. Разочаровавшись в собственном творчестве еще в процессе обучения, она устроилась на работу в качестве медицинского журналиста. В ее жизни появилась семья, двое детей, один из которых в силу особенностей развития требует постоянного ухода. До недавнего времени у нее не было возможности думать о том, чтобы заняться творчеством. Но однажды муж вызвался взять на себя все тяготы семейного быта, и у Людмилы появилось время на то, чтобы начать работать над текстом, который она уже очень давно мечтала написать. Ей понадобилось еще несколько таких перерывов, чтобы закончить повесть «Не обижайте Здыхлика». После этого она разослала ее по издательствам по электронным адресам, которые были указаны у них на сайте. Год ждала ответа и не получила никакой реакции. Тогда она выложила свой текст на платформу для самопубликации «Литрес. Самиздат», заявила его на конкурс «Электронная буква» и победила в нем. Полученный ею приз — миллион рублей на продвижение и право на публикации печатной версии в издательстве «Эксмо-АСТ».

Родоначальник российского электронного самиздата Максим Мошков сначала создал страницу на своем ресурсе Lib.ru для публикации присылаемых ему произведений. Когда их поток стал слишком большим, он решил перевести прием текстов на самообслуживание. Так появился ресурс «Самиздат», который существует в почти неизменном виде вот уже двадцать лет. За это время сайт собрал сто тысяч авторов. На нем опубликовано полтора миллиона произведений, общий объем которых составил 40 Гб. За сутки двести тысяч посетителей скачивают порядка двух миллионов текстов. В интервью «Эксперту» Максим Мошков сказал, что пик посещаемости сайта пришелся на 2015 год. Сейчас посещаемость читателей и активность авторов просела в полтора-два раза: «Новый тренд сейчас — торговля электронными текстами “с колес”, чтение за деньги — за этим направлением “Самиздат” не поспевает, слишком старомоден. Авторы перетягиваются туда, где можно немного подзаработать». В списке бумажных книг, тексты которых были впервые опубликованы на «Самиздате», — четыре тысячи названий.

Вслед за «Самиздатом» появились ресурсы «Стихи.ру» и «Проза.ру». Их создатель — программист Дмитрий Кравчук. Он пошел дальше Максима Мошкова, который исключил коммерческую составляющую из деятельности ресурса «Самиздат», и предложил авторам платные услуги по выпуску бумажных книг и продвижению их произведений внутри сайта. Он учредил целый ряд премий: «Писатель года», «Поэт года», «Наследие» и др. На сегодняшний день на «Стихах. ру» опубликовано свыше 45 млн произведений. Число зарегистрированных авторов — более 800 тыс. Число авторов сайта «Проза.ру» — 300 тыс. Они опубликовали восемь миллионов произведений. Сам Дмитрий Кравчук учредил Союз российских писателей и был избран его президентом, каковым является и поныне. Новейший проект Дмитрия Кравчука — интернет-телевидение «Литклуб.TV», на котором работают три канала: «Стихи», «Проза» и «Слово». Сегодня все проекты Дмитрия Кравчука — это литературная вселенная, в которой автор может полноценно существовать, не покидая ее.

В 2013 году в России появился сервис «Ридеро», который не только публиковал книгу, но и занимался ее распространением во внешнем мире. Самая яркая история успеха — книга «Кофейня» Вячеслава Праха. С февраля 2015 года было продано 3352 экземпляра, электронных и печатных, а затем она была переиздана издательством АСТ в ноябре 2016-го и стала одной из самых продаваемых книг года. По словам Александра Касьяненко, одного из основателей «Ридеро» и в недавнем прошлом ее руководителя, компания позиционировала себя как стартовый пункт, откуда авторы могут двинуться к большим тиражам: «Приходят два одинаковых автора: у одного книжка любопытная и у другого любопытная. Кого из них выбрать, издателю непонятно. В реальной жизни по непонятным причинам одна книжка продается хорошо, другая не продается. “Ридеро” становится такой площадкой для автора, где он получает первый опыт продаж и понимает, насколько сложно продаются книги, и его переговорная позиция становится человеческой, он перестает думать, что издатель его обманывает. И если издатель видит, что книга продается, то думать нечего: надо брать».

Затем появился ресурс «ЛитРес: Самиздат». Вместо того чтобы зарабатывать по преимуществу на самих авторах, ресурс стал фокусироваться на получении прибыли с продаж книг, ими опубликованных. По данным «ЛитРес: Самиздат», в первом полугодии 2019-го выручка почти в четыре раза превысила показатели за аналогичный период прошлого года. Рост вызван прежде всего увеличением количества произведений на ресурсе более чем в два раза, зарегистрированных авторов — на 77%, а также активной популяризацией проекта в целом. На конец первого полугодия 2019-го в «ЛитРес: Самиздат» доступно более двадцати тысяч произведений и совокупно продано более полутора миллионов копий. Были также запущены дополнительные услуги для авторов, с помощью которых они самостоятельно могут продвигать свои книги и рассказать о себе еще большей аудитории читателей.

Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес», утверждает, что в этом году доля «ЛитРес: Самиздат» составит десять процентов общей выручки. В следующем году они планируют выйти на уровень среднего издательства по обороту, и это для них очень значимый объем. Но начинался «ЛитРес: Самиздат» как сервис бесплатных публикаций именно для начинающих авторов. И сейчас, по словам Сергея Анурьева, ресурс ориентирован на выявление писателей, для которых литература не обязательно дело всей жизни: «Это игра с большим призом. Футболом занимаются много детей, а Криштиану Роналду становится кто-то один. Кто-то хочет стать Хемингуэем, Набоковым, а кто-то счастлив просто потому, что он хороший писатель, умеет выражать свои мысли, у него есть своя аудитория, при этом он может совмещать литературную деятельность с любой другой. И самиздат поддерживает таких независимых авторов. Чтобы найти издателя, писатель зачастую должен потратить много сил и энергии, в случае с самиздатом все процессы происходят гораздо проще и быстрее».

В традиционной издательской модели автор вкладывается в подготовку текста именно для издателя, так как после заключения контракта все расходы на допечатную подготовку берет на себя как раз он. В модели самиздата вся подготовка книги к публикации должна быть проделана самим автором. По словам руководителя интегрированных издательских сервисов группы компаний «ЛитРес» Евгения Селиванова, это уже нюансы, вкладывает ли автор свои деньги, чтобы сделать книгу более привлекательной для читателей, либо ограничивается бесплатными возможностями, которые ему предоставляют: «Мы принципиально никак не ограничиваем авторов и не требуем “платы за вход”. Напротив, последовательно улучшаем наш сервис “ЛитРес: Самиздат”, для того чтобы упростить какие-то процедуры либо использовать нашу экспертизу книжного рынка для более точного позиционирования». Еще одно преимущество самиздата: издательствам сложно или невыгодно по ряду причин издавать книгу в сто или двести тысяч знаков, а для самиздата любой объем хорош настолько, насколько он по душе читателям. И авторы, которые эту разницу чувствуют, могут давать читателям именно то, что им нужно.

Руководитель рекомендательного сервиса LiveLib Дмитрий Курочкин указывает, что основное преимущество этой модели для такого рода платформ в том, что основные риски автор берет на себя. Издательство инвестирует в разработку книги, ее редактуру, обложку, серийность, печать и дистрибуцию. В случае создания электронного контента эти затраты снижаются, поэтому появляются дополнительные возможности выходить на аудиторию напрямую. «Конечно, как и на бумаге, в самиздате присутствует определенное количество нишевой литературы и литературы без четкой концепции. С другой стороны, в самиздате есть определенные жанры — современные любовные романы и фантастика, которые постоянно востребованы и, наоборот, привлекают дополнительную аудиторию», — объясняет Дмитрий Курочкин. Взамен авторы, по словам Евгения Федотова, руководителя «ЛитРес: Самиздат» и «ЛитРес: Чтец», получают возможность полностью контролировать весь процесс выпуска книги: «Некоторые авторы выбирают путь публиковаться через издательство, потому что со своей стороны готовы написать текст и не хотят контролировать, какая будет обложка, в каких магазинах книга будет продаваться. Они считают, что их миссия заканчивается на том этапе, когда они передают редактору рукопись. И это нормальная модель. А есть люди, которые хотят полностью влиять на то, какая будет обложка, как будет осуществляться продвижение книги и многое другое».

За судьбу книги после публикации тоже несет ответственность сам автор. Это от него зависит, сумеет ли его книга набрать критическую массу читателей. Как утверждает Александр Касьяненко, первые читатели автора, опубликовавшего книгу с помощью платформы для самопубликации, — это его знакомые, и если он сумел сделать так, что они обратили внимание на книжку, то первый шаг сделан: «То, что понравилось его первым читателям, надо изложить в рекламе. Но если его знакомым не понравилось, никто ничего не говорит, то можно не обращать на это внимания, а просто вложить деньги, но шансы кардинально понижаются. Возможно, книга хорошая, но рекламируется совсем не то, что людям нравится в этой книге. Реклама — рычаг, которым можно попробовать сдвинуть этот большой паровоз. Пример Акунина показателен. Сначала его никто не хотел издавать, потому что никто не читает исторические детективы. Потом никто не хотел покупать, потому что никто не знал, кто такой Акунин. Пять или семь лет прошло, когда продался первый трехтысячный тираж, потом пятитысячный, потому пошла лавина. Раскачать первую группу читателей очень тяжело».

В первом полугодии этого года, по данным издательства, самыми популярными жанрами среди книг, опубликованных через «ЛитРес: Самиздат», стали современные любовные романы — 41,37%. Следом идет фэнтези — 30%, далее фантастика — 22%. Один из самых топовых авторов «ЛитРес: Самиздат» — Макс Глебов. На данный момент продано более 80 тыс. экземпляров его произведений. Проект «ЛитРес: Черновики» позволяет автору начать публиковать свою книгу задолго до того, как она дописана до конца. Им уже заинтересовались и воспользовались такие известные авторы, как Вадим Панов, Олег Рой, Андрей Васильев и др. Аналогичный сервис есть на сайте Litnet — это еще один игрок на отечественном рынке самиздата. По прогнозам специалистов, независимые авторы могут занять до 50% отечественного рынка массовой литературы. На мировом рынке, где действуют такие сервисы для самопубликации с десятками миллионов подписчиков, как Wattpad и China Literature, это уже реальность.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Четыре года спортивного одиночества Четыре года спортивного одиночества

Допинг-скандал нанес колоссальный удар по российской репутации

Эксперт
Общественные деятели, политики и деятели искусства вспоминают Лужкова Общественные деятели, политики и деятели искусства вспоминают Лужкова

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков умер в возрасте 83 лет

Esquire
Задушат защитой Задушат защитой

Законопроект, инициированный ЦБ, призван защитить инвесторов-физлиц

Эксперт
Доктор Оливье Куртен-Кларанс — об уходе за кожей и семейном бизнесе Доктор Оливье Куртен-Кларанс — об уходе за кожей и семейном бизнесе

Оливье Куртен-Кларанс встретился с «РБК Стиль» во время своего приезда в Москву

РБК
Volkswagen Passat: хочу отличаться Volkswagen Passat: хочу отличаться

Белоснежный седан с дизелем в самой дорогой комплектации

АвтоМир
Возьмите талончик. В чем заключается главное право человека в России Возьмите талончик. В чем заключается главное право человека в России

Президент Владимир Путин не в первый раз принимает у себя правозащитников

СНОБ
Тимур и его финансы Тимур и его финансы

Тимур Турлов рассказал, как мечта детства привела его к успеху

Esquire
Под звон бокалов Под звон бокалов

Где встретить Новый год, провести праздничные каникулы или зимний отпуск?

Grazia
Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова

Каддафи, Кадыров, Кети Топурия, большие деньги и дипломатический пост

GQ
Встречаем самолеты градом огня: как создавали советские ЗСУ Встречаем самолеты градом огня: как создавали советские ЗСУ

Как в СССР появились зенитные самоходные установки

Популярная механика
Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни» Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни»

Почему богатые не смогут жить дольше бедных, а диктаторы — править вечно

РБК
Как пережить подготовку к праздникам Как пережить подготовку к праздникам

Как избежать стресса в этот непростой период праздников?

Psychologies
Квартира со скрытыми объемами, 54 м² Квартира со скрытыми объемами, 54 м²

В этой квартире кухня и спальня спрятаны за деревянными панелями

AD
Спокойный ум важнее продвинутой асаны Спокойный ум важнее продвинутой асаны

Петри Ряйсенян: о любви к России, целительной силе музыки, практике Аштанга-йоги

Yoga Journal
Шесть вариантов зимнего антистресса Шесть вариантов зимнего антистресса

Как победить зимний упадок сил

Здоровье
Главные разочарования российского спорта в 2019 году Главные разочарования российского спорта в 2019 году

Вспоминаем, какие поражения в этом году оказались самыми болезненными.

GQ
Пережить Новый год! Пережить Новый год!

Как после череды праздников выйти без потерь для здоровья и фигуры

Лиза
Квартира в высотке на Красных Воротах, 60 м² Квартира в высотке на Красных Воротах, 60 м²

Современный интерьер, сохранивший черты сталинского ампира

AD
Главные герои света Главные герои света

«Татлер» обновляет а-лист каждый год: часть 1

Tatler
Еда для настроения Еда для настроения

Плохое настроение может быть связано с неправильным питанием

Здоровье
Татьяна Навка: Татьяна Навка:

Она постоянно идет вперед — к новым победам. Видимо, это чемпионский характер

Добрые советы
«Я потерял свое тело» – мультфильм про руку, который разорвет вам сердце «Я потерял свое тело» – мультфильм про руку, который разорвет вам сердце

«Я потерял свое тело» Жереми Клапена – хит анимационного фестиваля в Анси

GQ
Зоопарк внутри нас Зоопарк внутри нас

Тело человека – дом для множества микроорганизмов

National Geographic
Только в путь Только в путь

Вам кажется, что люди делятся на вечных странников и крепких домоседов?

GQ
Услада для ушей: как найти новую музыку Услада для ушей: как найти новую музыку

Всегда хочется послушать что-то новое и открыть неизвестных ранее исполнителей

Популярная механика
8 самых инстаграмных мест мира, куда все едут сфотографироваться 8 самых инстаграмных мест мира, куда все едут сфотографироваться

Люди едут туда за самыми незабываемыми снимками

Playboy
10 предметов, изменивших историю дизайна 10 предметов, изменивших историю дизайна

Удивительные истории предметов, которые мы видим каждый день

Arzamas
Арабские сказки: способен ли Эр-Рияд залить мир дешевой нефтью? Арабские сказки: способен ли Эр-Рияд залить мир дешевой нефтью?

Принц Абдулазиз бин Салман призвал рынок «доверять и верить»

Forbes
5 причин поехать в Тунис зимой 5 причин поехать в Тунис зимой

В Тунисе есть что посмотреть, где погреться и чем себя побаловать

Лиза
10 лучших: кто все эти люди, которые составляют итоги года, и можно ли им верить 10 лучших: кто все эти люди, которые составляют итоги года, и можно ли им верить

Медиа наводнили подведения итогов года и десятилетия, в том числе, в культуре

Forbes
Открыть в приложении