Прощание с иголочкой
Распространение технологии виртуальной сим-карты eSIM не только даст удобство потребителям, но и может серьезно изменить сам бизнес услуг сотовой связи
На российском рынке сотовой связи операторы один за другим начинают предлагать услугу виртуальной сим-карты (eSIM). Такой сервис уже есть у «Билайна», «Мегафона», Tele2, МТС, у ряда виртуальных операторов, таких как «Тинькофф Мобайл», Easy4 и других. Смысл технологии eSIM в том, что она позволяет отказаться от традиционной физической сим-карты в телефоне, вместо нее в гаджете используется встроенный чип, который активируется программным способом (например, с помощью приложения или простых настроек в телефоне). Уже многие модели смартфонов и других устройств обладают такой функцией (например, iPhone XR, XS, Samsung S20, Huawei P40, а также ряд планшетов, умных часов, ноутбуков), и производители гаджетов в ближайшее время обещают стремительно расширять модельный ряд с поддержкой eSIM. Тем, кто использует eSIM, не нужно выковыривать сим-карту из смартфона иголочкой, а также ходить за «симкой» в офис оператора: сим-карту можно активировать дистанционно через интернет всего за пару минут. И помимо очевидного удобства для клиента в ближайшее время это окажет серьезное влияние на весь бизнес услуг сотовой связи.
Строгость закона
О технологии eSIM в мире активно заговорили три-четыре года назад, а в 2019-м она начала широко распространяться в США, Китае и некоторых европейских странах. Сегодня число пользователей этих услуг в разных странах оценивается в сотни тысяч.
В России, по разным оценкам, eSIM пользуются несколько десятков тысяч абонентов. Пионером этой технологии на российском рынке стала компания Tele2, которая предложила услугу виртуальной карты еще в конце апреля прошлого года. Однако в середине мая того же года Минкомсвязи РФ приказало оператору приостановить этот сервис (правда, осенью опять разрешило). Проблема в том, что eSIM входит в противоречие с нормами безопасности в сфере мобильной связи и доступа в интернет. Согласно действующему закону «О связи», чтобы подключиться к сотовой сети, каждый абонент должен идентифицировать себя, предъявив оператору паспорт. А как это сделать удаленно? В поисках ответа на этот вопрос регулятор и участники рынка сотовой связи ведут жаркие споры. С одной стороны, Минкомсвязи разрабатывает нормативы, обеспечивающие безопасное удаленное подключение абонентов, с другой — участники рынка пытаются разработать и предложить свои механизмы. В частности, операторы предлагают запустить единую биометрическую систему, когда, активировав на смартфоне приложение, абонент может себя идентифицировать по лицу и голосу. Легализовать такой способ дистанционной идентификации абонентов призван законопроект, который был внесен в Госдуму 30 января этого года группой сенаторов во главе с вице-спикером Совета федерации Андреем Турчаком.
Однако законопроект пока находится на рассмотрении, власти еще не одобрили предлагаемый операторами подход: на днях Минкомсвязи потребовало сертифицировать предлагаемую участниками рынка систему дистанционный идентификации у ФСБ и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Как вариант регулятор предлагает операторам связи подключить свою систему к Единой биометрической системе (ЕБС) «Ростелекома», которая имеет все нужные сертификаты и с 2018 года успешно идентифицирует клиентов для банковской системы удаленно.
Сотовые операторы пока против таких требований и называют их избыточными. Они говорят, что получение нужных сертификатов потребует дополнительных финансовых и временных затрат. А к ЕБС операторы не хотят подключаться из-за организационных трудностей. Однако настоящая причина такого сопротивления кроется в нежелании представителей бизнеса услуг сотовой связи делиться с «Ростелекомом» информацией о своих абонентах: эти данные — ценный ресурс, на котором сотовые компании неплохо зарабатывают.
Противоречия в поисках устраивающих все стороны механизма удаленной идентификации приводят к тому, что, хотя формально функция eSIM у операторов уже работает, активировать ее без физического посещения офиса пока нельзя. Например, для абонентов Tele2 eSIM активируется с помощью QR-кода, который клиент получает, предъявив паспорт в офисе оператора. «Сейчас, чтобы получить eSIM, надо обратиться в салон с паспортом, где клиент получает QR-код и с помощью своего устройства его сканирует, чтобы активировать eSIM, — рассказывает Дарья Колесникова, пресс-секретарь Tele2. — Этот пилотный проект полностью соответствует требованиям законодательства. Мы рассчитываем, что все законодательные барьеры в ближайшее время будут устранены и массовый запуск этой технологии в России произойдет в 2021 году».
Удар по бизнесу или здоровая конкуренция?
Формально операторы сотовой связи говорят, что они довольны первыми пробными результатами внедрения eSIM и настроены и дальше развивать услугу виртуальных сим-карт. «В настоящее время “Билайн” подключает eSIM в Москве и Санкт-Петербурге, с сентября технология будет доступна в других крупных городах России, после ее запуска мы видим интерес у пользователей, и количество подключений eSIM превосходит наши ожидания, — рассказали “Эксперту” в пресс-службе “Билайна”. — Мы готовы пилотировать различные системы удаленной идентификации для заключения договоров на оказание услуг связи, мы давно работаем над этим проектом и после изменения нормативно-правовой базы можем быстро его масштабировать. В будущем с помощью этой технологии клиент, не вставая с кресла, сможет за пять минут подключиться к сети “Билайн”, установить eSIM на смартфон, поддерживающий eSIM, так же просто, как загрузить обычное приложение. Время, которое клиент тратит между решением подключиться к сети и началом использования услуг, сократится в пять–десять раз».
Однако наблюдатели сомневаются, что операторы связи так уж рады будущему распространению eSIM, поскольку очевидно, что это приведет к усилению конкуренции на рынке. «До сих пор операторы не спешили внедрять технологию, так как это постепенно приведет к “отвязыванию” абонентов, — считает Дмитрий Каросанидзе, руководитель группы поддержки продаж сетевых решений компании “Инфосистемы Джет”. — Пользователи смогут на лету выбирать более удобный тариф и оператора связи, тем самым оптимизируя свои расходы. Если раньше абонент мог балансировать между двумя, максимум тремя номерами, используя двух- и трехсимочные телефоны, то сейчас его возможности возрастают в разы: хочешь десять новых номеров одним нажатием кнопки — пожалуйста».
«Электронные сим-карты перевернут рынок и изменят модели потребления, абоненты смогут легко оформлять eSIM разных операторов и переключаться между ними, — соглашается Иван Рыль, директор по продуктам компании Bercut. — Это приведет к обострению конкуренции и появлению новых продуктов, бизнес-моделей и виртуальных операторов, сокращению количества физических точек продаж. Устройства начнут поддерживать одновременное использование нескольких eSIM, и, возможно, будет создана технология, которая научит смартфоны самостоятельно определять, с SIM-карты какого провайдера выгоднее, например, совершить звонок за рубеж или воспользоваться интернетом».
По данным аналитической компании АС&С, по итогам прошлого года, число активных сим-карт в России достигло 260 млн штук. При этом в течение 2019 года из них было продано 98 млн, и в результате начавшегося распространения eSIM этот показатель в текущем году может сократиться на три-четыре процента. Одновременно распространение виртуальных сим-карт всколыхнет рынок услуг виртуальных операторов (MVNO) — компаний, которые предлагают услуги сотовой связи, арендуя трафик у сотовых операторов. По данным «ТМТ Консалтинг», по итогам прошлого года число абонентов MVNO в России достигло 9,3 млн человек, или около 4% всех пользователей сотовой связи, однако с распространением eSIM доля пользователей виртуальных операторов в ближайшие год-два может вырасти в разы.
Впрочем, в условиях усиливающейся конкурентной борьбы, как обычно, в выигрыше могут оказаться наиболее эффективные и клиентоориентированные компании. «Да, полный отказ от физической замены сим-карты может спровоцировать дополнительный отток абонентов, — считает Дмитрий Еланский, технический директор компании “Центр 2М”. — Но мобильные операторы уже переживали похожий стресс, когда было отменено “мобильное рабство” и легализован проект MNP (смена мобильного оператора при сохранении номера за его владельцем. — “Эксперт”). Полагаю, что и сейчас риски, которые несет в себе внедрение технологии eSIM, операторы смогут обратить в преимущества. Стоимость привлечения клиента, вероятно, снизится, а конкуренция станет жестче и многограннее, на первую роль для абонентов выйдет не ценовое сравнение, а качество сервиса, его доступность и управляемость».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl