«Поехали!» Да нет. Приехали
«Роскосмос» подал заявку на регистрацию в качестве товарного знака гагаринского возгласа «Поехали!» — сообщило РИА «Новости». В качестве объяснения первым делом говорится, конечно, об исторической памяти. Что ж, вспомним.
Когда-то Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Он был первым, кто это сделал. Его распирало от счастья, от волнения, от готовности начать делать совершенно необычную работу, которую не делал до него ни один землянин. Это выразилось в восклицании «Поехали!».
Перед этим Гагарин (позывной «Кедр») сидел в ракете на полигоне Тюратам (в будущем космодром Байконур) и переговаривался с Сергеем Павловичем Королевым (позывной «Заря-1»), находившемся на полигоне в бункере. В эфире звучали доклады о самочувствии, цифры температуры и давление в корабле, простой счет (чтобы проверить психологическое состояние космонавта), подключались и другие собеседники с деловыми и даже с неформальными разговорами. Потом менее знаменитое гагаринское, но тоже известное: «Как учили». В общем-то, это эфир летчиков. Затем — напоминание Королева о том, в каком положении должен быть один из тумблеров во время разделения корабля в космосе при начале спуска на Землю.
Это было время, когда ракетам на старте случалось взрываться. Им случалось взрываться и потом, и с людьми, но потом появились средства спасения, которых на »Востоке-1» не было и в помине. Хотя, наверное, бездна неизвестности перед первым стартом перекрывала в душе космонавта даже такую реальную опасность. Но для его голоса в это время характерна спокойная бодрость. Сейчас все это можно послушать.
И вот: «Кедр, я Заря-1, минутная готовность, как вы слышите?» — «Занимал исходное положение, занял, поэтому несколько задержал с ответом. Понял вас». — «Ключ на старт». — «Понял». Затем «продувка»… — «У меня все нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, к старту готов». — «Отлично». — «Отошла кабель-мачта». Спокойствие переговоров удивительное. «Зажигание». Еще несколько реплик радиообмена.