Подкастинговая лихорадка
Individuum выпустил первую в России книгу, посвященную подкастам
В книге американского продюсера Эрика Нюзума, кажется, и в самом деле положившего жизнь на создание подкастов, сначала на радио, а потом в собственной подкастинговой компании, и знающего эту сферу со всех сторон, поражает прежде всего масштаб мировой подкастинговой индустрии: на момент написания книги она насчитывала семьсот тысяч подкастов. При этом их жанровый диапазон не отличается разнообразием: люди разговаривают, и люди рассказывают истории. Казалось бы, вывести формулу хорошего подкаста не так сложно: достаточно обзавестись хорошим оборудованием, хорошими собеседниками, хорошими историями — и начать ждать, когда вложенные усилия принесут плоды. Но не тут-то было. Просчитанный до малейших деталей подкаст, в который может быть инвестировано колоссальное количество усилий как на его созданию, так и на продвижение, может провалиться, затерявшись среди тысяч других подкастов, которые по каким-то загадочным причинам окажутся милее ушам слушателей. Статистика беспощадна: сорок процентов подкастов живут менее года.
Советы, которые дает Эрик Нюзум читателям, проистекают из его опыта работы на радио, который, скорее всего, включал в себя создание не только подкастов, но и эфирных программ. Он призывает авторов четко представлять себе аудиторию подкастов, понимать, к какой цели они движутся и что хотят сказать своим слушателям. При этом делает оговорку, что Джо Роган — самый успешный в мире ведущий подкаста, вряд ли когдалибо пытался письменно ответить на эти вопросы, ответы на них словно уже были вшиты в его сознание, он воплощал их в своей деятельности и благодаря этому добился такого масштабного успеха. Есть подкасты, у которых большой бюджет, над которыми работает множество сотрудников, в которых каждая минута выверена, и есть небольшие подкасты, которые не собирают огромной аудитории и все же обладают силой воздействия. Эрик Нюзум призывает «понимать и уважать природу этой силы». Она заключается в том, что эти подкасты дают голос тем людям и тем сообществам, которые до сих пор его не имели.
Несмотря на то что в мире подкастов уже сложилась своя иерархия — есть подкасты, в которых миллионы прослушиваний, и те, которые едва собирают аудиторию в несколько сотен человек, — мы видим еще один пример того, как технологии изменили информационную картину мира. В ней по-прежнему есть центр, но он уже не абсолютен, сила инерции, которую он создает, намного слабее прежней — в эпоху, когда основным источником звучащей информации было FM-вещание. И если ты занимаешь центральное положение, рядом всегда есть не просто какая-нибудь одна радиостанция, которая хочет поколебать положение в той нише, которую ты решил занять, как это было прежде, то сейчас есть сотни подкастов, которые с радостью перетянут твою аудиторию, как только ты потеряешь хватку и перестанешь быть ей интересен. Формула успеха: голос, герой, история — неизменна. Различия могут быть в нюансах.
Когда Нюзум начинает углубляться в эти нюансы, то обнаруживается, что в них, за исключением технических деталей, нет ничего нового. Подкастинг сначала шел эволюционным путем, которым следовало радио, затем свернул на путь, который прежде преодолели театр и литература. И тогда выяснилось, что создатель подкаста должен обрести профессию с тысячелетним бэкграундом — стать рассказчиком историй, которые на какой-то исторический период были отданы на откуп литераторам и кинематографистам. Те совместными усилиями создали фабрику грез, но жажда услышать историю никуда не делась, она по-прежнему томит человечество. Историю, рассказанную вслух, не заменит ни книга, ни кино. Чтобы заново осознать это, мы прошли колоссальный путь, нам пришлось дождаться Стива Джобса, который и стал архитектором экосистемы для распространения подкастов. Он сделал ее доступной для всех, а потом вышел подкаст Serial и собрал многомиллионную аудиторию. И понеслась…
«Нельзя научить человека искренности. Нельзя научить человека рассказывать классные истории. Человек не может притворяться, что он интересный, любопытный и обаятельный»
Эрик Нюзум. Пошумим. Как делать хитовые подкасты. — Москва: Individuum, 2020. 320 с. Тираж 2000 экз.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl