России необходимо собственное гражданское авиастроение

ЭкспертБизнес

Нам бы в небо

Редакционная статья

На прошлой неделе свой последний гражданский полет совершил самолет Ту-154, перелетев из столицы Якутии — города Мирный — в Новосибирск. Некоторое количество этих воздушных судов еще остается в распоряжении федеральных ведомств, но с регулярных пассажирских рейсов они сняты.

Авиалайнер Ту-154 был разработан в 60-х годах прошлого века, производился в разных модификациях более сорока лет, а эксплуатировался более пятидесяти.

Марина
Лысцева
/ТАСС

На смену этому самолету идет среднемагистральный МС-21, коммерческую эксплуатацию которого планируется начать в конце следующего года.

Сегодня справедливо говорят, что коронакризис не имеет аналогов с точки зрения влияния на глобальную авиацию. И действительно, столь мощного обрушения мировых пассажирских перевозок не было с момента окончания Второй мировой войны. Последствия 11 сентября 2001 года — маленькая ямка по сравнению с пропастью падения перевозок из-за пандемии.

Однако если спуститься на уровень региональных рынков, то даже еще более мощное падение произошло в начале 1990-х, когда распался Советский Союз. Если по итогам 2020 года ожидается падение общемирового объема перевозок на 66%, а в последующие пару лет хоть и медленное, но восстановление, то в случае с СССР падение было и более глубоким, и более долгим.

В 1990 году воздушный транспорт тогда еще РСФСР перевез 91 млн человек, а к 1993 году авиация уже Российской Федерации перевозила в два с лишним раза меньше. К концу века число пассажиров упало еще вдвое — до 22 млн человек. К уровню перевозок более 90 млн человек Россия подобралась только к 2014 году. Через четверть века.

Но и это еще не все. Гораздо более серьезной проблемой стало разрушение российской авиационной промышленности. «Тушки» и «Ильюшины», «Яки» и «Аннушки» начали пропадать из российского, да и мирового воздушного пространства. Они были признаны неэкологичными, шумными, расточительными. Наверное, в определенной мере это действительно так. Но разве кто-то дал нашим создателям самолетов возможность и время перестроиться, обновить модельный ряд? Нет. Тот же Евросоюз просто ввел ограничения по шуму, которые отрезали российский широкофюзеляжник Ил-86 от полетов в большинство аэропортов Европы. И — «Покупайте лучшее, а лучшее — это иностранное».

Не нужны самолеты, не нужны и заводы, их производящие. Российское небо было сдано иностранным судам, на первом этапе даже не второй свежести. Покупали то, что подешевле.

А когда у набравших жирок авиакомпаний появились деньги, чтобы покупать новые самолеты, помимо иностранных машин выбора уже не осталось: российской гражданской авиатехники просто не было.

Возрождение российского авиастроения идет тяжело, но осознание того, что добросовестная конкуренция встречается только в учебниках, постепенно приходит.

Из недавнего — форсирование создания авиадвигателя ПД-8, призванного заменить иностранный на самолетах Sukhoi Superjet 100. Сегодня на SSJ-100 устанавливается SaM146, который производится на совместном предприятии НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. Она в этом тандеме отвечает за горячую часть силовой установки, к которой, кстати, и раньше высказывались претензии со стороны эксплуатантов Sukhoi Superjet 100.

Но когда некоторые комплектующие американского производства для SaM146 вдруг стали продаваться нам в шесть раз дороже, чем раньше, без всякого объяснения причин, желание иметь собственный двигатель усилилось.

Из последнего — отказ в поставке композитных материалов, которые используются для изготовления крыльев среднемагистрального самолета МС-21.

Чем ближе российская авиапромышленность к тому, чтобы вновь заполнить небо собственными самолетами, тем сильнее сопротивление.

Власть сегодня принимает очевидно протекционистские меры для поддержки авиации — и тех, кто возит и тех, кто производит. Не всегда рыночные. Не всегда лучшие. Не всегда последовательные. Но выбор между «ошибаться» и «ничего не делать» сделан в пользу действия, поскольку есть понимание, что собственное гражданское авиастроение стране необходимо.

Ну а что: учителя были хорошие, урок усвоен.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда наши поезда поедут быстро Когда наши поезда поедут быстро

Александр Либеров: как создать в России высокоскоростные железные дороги

Эксперт
Отрывок из книги «Коммуналка на Петроградке» Анастасии Вепревой и Романа Осминкина Отрывок из книги «Коммуналка на Петроградке» Анастасии Вепревой и Романа Осминкина

Отрывок из книги о жизни в коммунальной квартире

СНОБ
Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника

Биоархеологи исследовали останки богатого мужчины из Синьцзяна

N+1
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Время для любви Время для любви

Мне казалось, что с появлением малыша я поменяюсь кардинально. Именно внутренне

Домашний Очаг
Деньги совершают круг Деньги совершают круг

Зачем банки строят пирамиду репо и почему этого не надо бояться

Эксперт
Чтение на 15 минут: «Лингвисты, пришедшие с холода» Чтение на 15 минут: «Лингвисты, пришедшие с холода»

Глава из книги Марии Бурас «Лингвисты, пришедшие с холода»

Arzamas
Никто не любит пенсии Никто не любит пенсии

Граждане должны сами заботиться о собственном будущем

Эксперт
Перст судьбы Перст судьбы

Нейл-арт перекочевал из категории безвкусицы в разряд самых свежих трендов

Vogue
Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса» Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса»

Интервью со Стивом Фуллером, известным британским социологом

Эксперт
«Раньше музыкальные продажи росли благодаря радио, теперь — исключительно благодаря TikTok» «Раньше музыкальные продажи росли благодаря радио, теперь — исключительно благодаря TikTok»

Как TikTok изменил рынок музыки?

VC.RU
Мемориальный вандализм Мемориальный вандализм

Почему лозунги о святости Великой Отечественной не мешают рушить монументы

Огонёк
«Эй, продюсер!» — как в России зарабатывают новоформатные лейблы независимых артистов «Эй, продюсер!» — как в России зарабатывают новоформатные лейблы независимых артистов

Как устроены новые музыкальные лейблы и на чем они зарабатывают

Inc.
Паста и Баста Паста и Баста

Василий Вакуленко и его жена в 40 лет решили, что пора, и в их жизнь пришел ЗОЖ

Tatler
8 простых техник психологической манипуляции на каждый день 8 простых техник психологической манипуляции на каждый день

Удивительно простые приемы, которые помогают располагать к себе людей

Maxim
Хочу учиться до 100 лет Хочу учиться до 100 лет

Герои статьи вновь оказались в статусе студентов, когда им было больше 60 лет

Лиза
О спорт, ты сон О спорт, ты сон

Поднять себя в 6 утра на тренировку или поспать подольше?

Men’s Health
Маска, я тебя знаю Маска, я тебя знаю

История новогодних маскарадных костюмов

Культура.РФ
10 причин, почему в салоне автомобиля неприятно пахнет 10 причин, почему в салоне автомобиля неприятно пахнет

Вам знаком этот противный запах, который может держаться в салоне автомобиля?

Популярная механика
Важная книга: «Лето» Аллы Горбуновой Важная книга: «Лето» Аллы Горбуновой

«Лето» Аллы Горбуновой — дневниковая проза о карантинных месяцах 2020 года

Полка
Как выбрать робот-пылесос: главные правила Как выбрать робот-пылесос: главные правила

10 главных правил, которым стоит следовать при выборе домашнего робота-пылесоса

Популярная механика

Истории, которые точно могли бы лечь в основу продолжения легендарного кино

Playboy
Проявить мягкость Проявить мягкость

Мексиканцы готовы есть десерты на завтрак, обед и ужин

Вокруг света
Читаем отрывок из книги «Сибирь: счастье за горами» Читаем отрывок из книги «Сибирь: счастье за горами»

Когда размышлять о зиме и Сибири, как не в самый ее разгар?

РБК
Забойная фантастика Забойная фантастика

Как на развитие жанра космической научной фантастики повлияла сырьевая экономика

Вокруг света
Что говорит характер кошек об их владельцах? Что говорит характер кошек об их владельцах?

Как на личность кошки влияет характер её владельца?

Cosmopolitan
Кошмары на высоте: три американских небоскреба, с которыми что-то пошло не так Кошмары на высоте: три американских небоскреба, с которыми что-то пошло не так

Жизнь в этих небоскребах оказалась далека от обещаний застройщиков и риэлторов

Playboy
Руки-ножницы Руки-ножницы

Что происходит в российском модном образовании?

Vogue
G и точка G и точка

Герои санно-бобслейного спорта бросят вызов не только соперникам

Men’s Health
Открыть в приложении