Мы привыкли гордиться нашими пилотами

ЭкспертРепортаж

Надо заново учиться летать

Редакционная статья

Мы привыкли гордиться нашими пилотами. Их отвага, порой граничащая с безумием, всегда вызывала восхищение. Помните первых Героев Советского Союза — Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского и Михаила Водопьянова? Именно они в сорокаградусный мороз полетели спасать застрявшую во льдах Арктики экспедицию челюскинцев. Но, прежде чем ее найти, им пришлось совершить почти три десятка многочасовых полетов, в метель, когда не видно не то что горизонта, но даже носа собственного самолета. Или Валерий Чкалов, который первым в мире выполнил беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, проведя в воздухе в общей сложности более 63 часов. Таких людей страна боготворила. И понятно почему: они полностью отдавали себя авиации, делали то, чего не мог никто другой. Но время шло, техника усложнялась, штурманов и бортинженеров заменили современные комплексы бортового радиоэлектронного оборудования, появились автопилот, разнообразные автоматические системы корректировки полета и захода на посадку. И казалось, что возможностей для подвига уже нет. Но все равно летчики умудрялись поражать своим мастерством. Так, Виктор Пугачев произвел настоящий фурор на авиасалоне в Ле-Бурже, показав, как Су-27 может выходить на запредельные углы атаки, зависать на месте и даже летать хвостом вперед. Эту фигуру высшего пилотажа потом стали называть не иначе, как «кобра Пугачева». Или знаменитый «колокол», выполненный Анатолием Квочуром на истребителе МиГ-29. Это когда самолет летит вертикально вверх до полной остановки, после чего начинает проваливаться вниз, соблюдая горизонтальную плоскость и таким образом имитируя раскачивающийся язык колокола.

Но летчиков-асов такого уровня у нас с каждым годом становится все меньше. Их место все чаще занимают выпускники летных училищ, для которых требуемый регламентом налет в 500 часов — недостижимая величина. И отсутствие достаточного опыта лишь полбеды. Такие пилоты крайне самонадеянны, они, видимо, думают, что и так все знают, а руководство по эксплуатации воздушных судов написали трусы. И вот результат. Только в военной авиации России с начала этого года произошли две крупные катастрофы. Первая со стратегическим бомбардировщиком Ту-22М3 под Североморском, когда в условиях практически нулевой видимости командир корабля допустил приземление с перегрузкой в районе торца ВПП, в результате чего самолет развалился на части. А вторая — с парой истребителей Су-34 над Японским морем. Здесь пилоты не соблюдали положенную дистанцию и в конце концов просто столкнулись, угробив не только обе машины, но и почти всех своих товарищей.

В гражданской авиации за последний год количество авиационных происшествий увеличилось с 39 до 42, а катастроф — с 20 до 22. При этом лавинообразно выросло число жертв — в 2,3 раза, до 128 человек. Более того, по показателю безопасности полетов на реактивных самолетах наша страна и СНГ в целом занимают последнее место среди всех регионов мира. Едва ли не каждая вторая предпосылка к авиационному происшествию у нас превращается в катастрофу.

Безусловно, в России гигантский дефицит квалифицированных пилотов — он оценивается примерно в 500–700 человек в год. Наши вузы ежегодно выпускают порядка 820 летчиков, а нужно 1200–1500. Причем год от года дефицит будет нарастать. В Boeing подсчитали, что к 2037 году нашей стране потребуется 27 тысяч пилотов. А мы подготовим только около 17 тысяч. Но даже те, кто получает в России диплом пилота, всеми силами стремятся побыстрее освоить управление лайнерами Boeing и Airbus и найти работу за границей. Если в ведущих авиакомпаниях нашей страны командир воздушного судна зарабатывает порядка 500 тысяч рублей, а второй пилот — 250 тысяч, то, например, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке — почти вдвое больше. И получается, что лучшие выпускники наших вузов в конце концов сидят за штурвалами лайнеров Air China или Emirates.

Нет сомнений, что наша система подготовки летных кадров требует кардинальных реформ. То, что творится в этой отрасли сейчас, вызывает ужас. Так, в прошлом году Западно-Сибирская транспортная прокуратура провела сплошную проверку учебных заведений, готовящих пилотов и авиатехников. В результате 230 летчиков сразу же отправили на переобучение, 40 техников отстранили от обслуживания самолетов, а один из учебных центров и вовсе лишился сертификата. Так, может быть, вместо того чтобы в ответ на катастрофу в аэропорту Шереметьево обсуждать отказ от производства своих самолетов, стоит проверить летные учебные заведения и в других регионах страны?

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes
«Приходилось становиться мягче»: Дарья Мороз о трудностях брака с Богомоловым «Приходилось становиться мягче»: Дарья Мороз о трудностях брака с Богомоловым

Как Дарья Мороз боролась с нарциссизмом и училась уступать

Cosmopolitan
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
BTS BTS

Клип BTS стал абсолютным рекордом среди музыкальных видео на YouTube

ЖАРА Magazine
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Обнаружена планета, которая вращается вокруг мертвой звезды Обнаружена планета, которая вращается вокруг мертвой звезды

Газовый гигант размерами в 1,4 раза больше Юпитера пережил гибель своего светила

National Geographic
Смертельный отскок Смертельный отскок

Призывы запретить полеты лайнеров SSJ сильно смахивают на провокацию

Эксперт
Правда и мифы о мигрени Правда и мифы о мигрени

С мигренью связано много мифов и заблуждений

Лиза
Сестры и братья вайнеры Сестры и братья вайнеры

Блогеры зарабатывают миллионы на рекламе в Instagram

Forbes
Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ

Вспоминаем советское кино с самыми впечатляющими декорациями

Культура.РФ
Интернет-гиганты уходят под воду Интернет-гиганты уходят под воду

Google и другие технологические гиганты начали активно строить подводные кабели

Эксперт
Бизнесы на грани фантастики Бизнесы на грани фантастики

У стартапов российского происхождения есть опыт, чтобы подхватить новую волну

Эксперт
Грандиозный маршурт Грандиозный маршурт

Когда-то здесь ходили набатеи и римляне, а теперь – любители активного отдыха

National Geographic
Праздник-проказник Праздник-проказник

Детям праздник нужен для того, чтобы в этот день делать всё, что душе угодно

ПУСК
Выкуп без рисков Выкуп без рисков

На что стоит обратить внимание, приобретая сельхозземлю

Агроинвестор
Итого Итого

Как подсчитать свою личную инфляцию

Лиза
Никто не любит пенсии Никто не любит пенсии

Граждане должны сами заботиться о собственном будущем

Эксперт
Лургиканская пещера и её ледяные скульптуры Лургиканская пещера и её ледяные скульптуры

Мир пещер бесконечно притягателен

Наука и жизнь
Дети, разводы и лишние килограммы: легендарные «Друзья» 27 лет спустя Дети, разводы и лишние килограммы: легендарные «Друзья» 27 лет спустя

Как выглядят и чем живут актеры «Друзей»?

Cosmopolitan
Артем Ларин: «Игнорирование ESG может обернуться потерей рынка» Артем Ларин: «Игнорирование ESG может обернуться потерей рынка»

Что такое ESG-повестка, и как бизнесу внедрить ее в свои процессы?

РБК
Казнить, нельзя помиловать! Неудачный макияж, который не простят визажистам Казнить, нельзя помиловать! Неудачный макияж, который не простят визажистам

15 примеров полного провала в макияже на обычных девушках

Cosmopolitan
Зимний дворец Зимний дворец

Исторические интерьеры и экспозиции Зимнего дворца

Культура.РФ
Снип-снап-снурре, пурре базелюрре! Снип-снап-снурре, пурре базелюрре!

Попробуем разобраться, что означает веселая присказка из пьесы Евгения Шварца

Наука и жизнь
Молодо — зелено Молодо — зелено

Каково влияние ESG-трендов на жизнь людей сегодня и завтра

РБК
Феномен Måneskin: что стоит за славой и обожанием группы Феномен Måneskin: что стоит за славой и обожанием группы

Почему ребята из Måneskin могут посоревноваться в популярности с Queen

ЖАРА Magazine
Не форсировать события и не тратить деньги на рекламу: как развивается автопереключатель раскладки Caramba Switcher Не форсировать события и не тратить деньги на рекламу: как развивается автопереключатель раскладки Caramba Switcher

Интервью с создателем Caramba Switcher Сергеем Москалёвым

VC.RU
Запарили всех Запарили всех

Как выбросы парниковых газов нарушают права человека

РБК
Авто по подписке Авто по подписке

Подписка на автомобиль. Что это такое и чем отличается от каршеринга

Лиза
Сахарный детокс: я отказалась от сладкого на месяц — вот что из этого вышло Сахарный детокс: я отказалась от сладкого на месяц — вот что из этого вышло

Рассказываем результаты отказа от сахара на месяц.

Cosmopolitan
Взглянуть на миллиарды лет назад Взглянуть на миллиарды лет назад

Как построить телескоп площадью 100 квадратных километров

Наука
Открыть в приложении