Саратовский мясо-молочный холдинг «Белая долина» намерен увеличить производство

ЭкспертБизнес

Кризис сливочному вкусу не помеха

Саратовский мясо-молочный холдинг «Белая долина» намерен увеличить в десять раз производство мороженого, чтобы побороться за место как на федеральном, так и на экспортных рынках

Виктория Безуглова

Первая свая новой фабрики мороженого, в строительство которой ГК «Белая долина» вложит 1,7 млрд рублей, забита неподалеку от молочного комбината «Энгельсский» — основного предприятия саратовского мясо-молочного холдинга, где в настоящее время наряду с молочной продукцией производят около 130 тонн мороженого в месяц. По окончании строительства, намеченного на первый квартал 2022 года, и затем, после выхода на проектную мощность в 2026 году, выпуск мороженого достигнет 1500 тонн в месяц, или 18 тыс. тонн в год. Это составит четыре процента отечественного рынка, так что региональная компания войдет в число федеральных брендов, а также увеличит свои шансы оседлать модный тренд экспорта мороженого. За счет десятикратного роста его выпуска доля этого высокомаржинального продукта в общей выручке холдинга вырастет с нынешних 4,7% (180 млн рублей) до 32% (1,8 млрд рублей), повысив его общую рентабельность.

Маржа превыше всего

Инвестпроект «Белой долины» встретил определенные трудности, едва начавшись. Его старт был объявлен еще два года назад — компания выкупила у обанкротившейся маслосырбазы «Энгельсская» площадку площадью 15 тыс. квадратных метров и к 2019 году подвела к ней коммуникации. Само строительство фабрики мороженого откладывалось, так как руководство холдинга рассчитывало войти в государственную программу поддержки молочной отрасли и получить льготный кредит. Однако выяснилось, что государственные льготы предназначены производителям молока, но не продуктов из него. Так что в реализации своих инвестиционных амбиций акционерам «Белой долины» пришлось рассчитывать лишь на свои силы.

Впрочем, выгоды строительства новой фабрики мороженого для саратовского холдинга очевидны и без господдержки. Рынок мороженого в настоящее время один из самых перспективных для отечественных переработчиков молока. Несмотря на то что потребление мороженого в России и, следовательно, физический объем рынка не растет, он и не падает, то есть это весьма стабильное направление молочного бизнеса. «Рынок мороженого не провалился даже в кризис, его потребляли и будут потреблять всегда», — полагает Елена Пономарева, аналитик «Лаборатории трендов». В 2018 году среднестатистический россиян съедал 2,99 кг мороженого, прогноз 2019 года — 2,79 кг, а если доходы населения начнут хоть немного расти и продолжит развиваться модель домашнего потребления, то можно ожидать роста до трех килограммов. И это не предел. «В США этот показатель доходит до семи килограммов в год, в странах Северной Европы, в Швеции, Финляндии и Норвегии потребление мороженого на душу населения в год составляет до десяти килограммов», — отмечает партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.

В то же время, несмотря на зрелость рынка мороженого в России, сейчас он меняет свою структуру и, по мнению Елены Пономаревой, «это прекрасный момент для развития “Белой долины” — можно успеть переманить потребителей, заинтересовав их вкусным качественным продуктом». Речь идет о росте спроса на качественное и более дорогое мороженое, который выражается, в частности, в росте цен. Так, средняя розничная цена сливочного мороженого выросла с 274 рублей за килограмм в 2014 году до 443,6 рубля в 2019-м — более чем на 60%. Благодаря росту цен производство становится все более доходным, не случайно рентабельность продаж фабрики мороженого «Белая долина» выросла с 2014 по 2018 год с 2 до 15%. К слову, за тот же период рентабельность продаж в целом молочного комбината «Энгельсский» упала с 30 до 8%. Да и объемы производства молока и молочной продукции у комбината, занимающего около трети саратовского рынка, снизились на фоне общего снижения потребления молока в регионе. По подсчетам эксперта Центра изучения молочного рынка Екатерины Захаровой, потребность в молоке в 2018 году в Саратове была на 37% ниже, чем в 2017-м, и это само по себе заставляет крупнейшего производителя в регионе искать новые рынки.

Реализации нового проекта «Белой долины» не мешает то, что компании придется увеличить на восемь тысяч тонн в год переработку сырого молока, которого в саратовском регионе и так не хватает. В феврале глава холдинга Алексей Михайлов на заседании актива Энгельсского района говорил, что в регионе закупается лишь 20% необходимого сырья, а основные поставки идут из Чувашии, Пензенской области и Татарстана. Таким образом, речь идет лишь о более высокой стоимости доставки сырья.

Угадать вкус и угодить потребителю

Маржинальность производства мороженого, по оценке Елены Пономаревой, может составлять от 30 до 300%, в зависимости от бренда и конкретной ассортиментной позиции. И здесь не без подводных течений: из-за того что конкуренция растет, а розница сдерживает рост цен ради удержания спроса, доходы производителей снижаются. Выгодно работать в разных ценовых сегментах с разными брендами, закрывая весь рынок и удерживая потребителей в рамках той или иной линейки. Судя по всему, «Белая долина» выбрала именно такую стратегию. Компания выпускает 80 наименований мороженого, и в ассортименте у нее несколько линеек — от «гостовских» позиций эскимо, пломбира на сливках до фруктового льда и бюджетных вариантов с заменителями молочного жира. Это значит, что на разных позициях будет разная маржинальность, но «дешевые» позиции будут давать прибыль за счет объема продаж, а «дорогие» — за счет хорошей маржи.

Продажи мороженого «Белая долина» более чем удвоились за пять лет

Источник: «СПАРК-Интерфакс»

Подобной стратегии придерживаются все крупные производители мороженого. По данным Nielsen за 2017 год, пятерку лидеров рынка составили Unilever, «Ренна» (бренд «Коровка из Кореновки», «Фронери» (совместное предприятие швейцарской Nestle и британской R&R), «Айсберри» и «Чистая линия». Тон задают игроки с западным капиталом — Unilever и «Фронери», они быстрее всего внедряют инновации, имеют сильный R&D и большие бюджеты на рекламу, стоят в федеральных сетях и располагают хорошим трейд-маркетингом — проводят всевозможные акции, ставят брендированные холодильники. Часто они работают в нескольких ценовых сегментах, как правило, в среднем и высоком, за счет нескольких брендов. Но в последнее время ситуация начала меняться: региональные производители стараются усилить позиции в своем и соседних регионах, а затем идут в Москву и Санкт-Петербург.

«Думаю, что рынок будет меняться в сторону региональных игроков, но это будет очень медленное изменение его структуры», — рассуждает Елена Пономарева. По ее мнению, примером успешного продвижения регионального игрока на федеральный рынок стала краснодарская «Коровка из Кореновки»: «Кореновка» попробовала и смогла, для многих это стало прекрасным мотиватором, особенно если компания занимается не только мороженым, но и молоком, имеет сырьевую базу, как и ГК «Белая долина». Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер», считает, что если доля явного лидера рынка Unilever составляет лишь 16%, то рынок мороженого действительно конкурентный и динамично развивающийся, главное здесь — угодить потребителям.

На рынке мороженого пока есть место для роста небольшим региональным игрокам

Источник: Nielsen

«Лаборатория трендов» недавно провела маркетинговое исследование и выяснила, что под влиянием ЗОЖ и моды намечается тренд на рост количества мороженого без молока, не только безлактозного, но и различных легких сорбетов, веганского мороженого на растительном молоке. Потребители хотят видеть больше мороженого с неоднородными текстурами — хлопьями, кусочками печенья, сухофруктами, а также новые виды его фасовки — в роллах, мягких вафлях, разных вариантах сэндвичей. При этом в тройку лидеров по потребительскому спросу входят традиционные шоколадный вкус, ванильный и крембрюле, а 55% опрошенных не хватает в мороженом приятного сливочного вкуса. Его сложно получить из растительных жиров, широко используемых при производстве мороженого, а также другого немолочного сырья. Поэтому, несмотря на широкий ассортимент, покупатели не могут найти «свое» мороженое.

Экспорт как альтернатива развитию внутреннего рынка

2018 год стал для российского рынка мороженого исключительным за последние десять лет: объемы производства выросли на 12% по сравнению с 2017 годом и составили 439 тыс. тонн. Основные причины всплеска потребления — жаркое лето и чемпионат мира по футболу. Но в этом году спрос откатился назад. «2019 год оказался не таким удачным: объем производства в январе–сентябре составил 364 тысячи тонн, что на 5,6 процента меньше, чем за соответствующий период 2018 года, а по итогам года можно ожидать, что будет произведено около 410 тысяч тонн мороженого», — говорит генеральный директор Союза мороженщиков России Геннадий Яшин.

В условиях стагнирующего спроса многие производители стремятся выйти на внешние рынки. «Учитывая, что численность населения сокращается, доходы падают, на внутреннем рынке нет перспектив развития поставок. Власти фактически предлагают экспорт в качестве альтернативы развития внутреннего рынка. Было бы лучше стимулировать внутренний спрос, но эту проблему без поддержки государства бизнес решить не сможет», — поясняет Екатерина Захарова. «Белая долина» тоже планирует осуществлять экспортные поставки мороженого — в Казахстан и Армению, а также, возможно, в Китай.

Список намеченных саратовским холдингом экспортных рынков более или менее понятен. Казахстан — основной импортер российского мороженого (38% поставок в денежном выражении). Армения, хотя и не входит в число крупных импортеров, — понятный рынок для российских поставщиков, тем более что доля таких небольших рынков в общей массе экспорта мороженого постепенно растет. Что касается Китая, то это самый перспективный рынок, где спрос на мороженое растет высокими темпами. По совокупному его потреблению КНР уже опередила США, при этом потребление на душу населения на порядки ниже, чем в развитых странах. По мнению Тимура Нигматуллина, инвестиционного менеджера компании «Открытие Брокер», в среднесрочной и долгосрочной перспективе, с точки зрения поставок из РФ продуктов питания с высокой добавленной стоимостью (мороженое, вино, шоколад, национальные блюда) будут лидировать Китай и ЕС, так как это самые крупные экономики, с которыми Россия прямо граничит. К тому же эти страны и группы стран входят в ВТО и не имеют возможности на законных основаниях ограничивать импорт из России.

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На старт, внимание На старт, внимание

Новую гонку ведущих космических держав можно считать открытой

Популярная механика
Бриллианты: синтетические против природных Бриллианты: синтетические против природных

Тема лабораторно выращенных бриллиантов подогревается последние три года

Robb Report
Гвозди бы делать Гвозди бы делать

«Тех-Креп» - крупный игрок на рынке крепежей в России

Эксперт
Зима будет нежной Зима будет нежной

Как прожить с удовольствием, а не просто пережить ближайшие четыре месяца?

Glamour
Цена нестабильности Цена нестабильности

В мире нарастает торгово-тарифное и санкционное противостояние

Эксперт
Красный день календаря: можно ли заниматься фитнесом во время месячных Красный день календаря: можно ли заниматься фитнесом во время месячных

Критические дни – табу или зелёный свет для занятий спортом

Cosmopolitan
Новый штамм безработицы Новый штамм безработицы

Чего ждать от рынка труда после пандемии

Огонёк
«Я доверяю жизненному потоку» «Я доверяю жизненному потоку»

Актриса Мария Шумакова о семейных ценностях, эзотерике и призваниии

OK!
За вами наблюдают, смиритесь За вами наблюдают, смиритесь

Сервис налоговой службы для хранения электронных чеков вызывает ряд вопросов

Эксперт
7 признаков того, что неверный партнер на самом деле не раскаивается 7 признаков того, что неверный партнер на самом деле не раскаивается

Что, если партнер не заслуживает прощения и его раскаяние — очередная ложь

Psychologies
Просто не сложилось Просто не сложилось

Этим известным советским актрисам так и не удалось познать радость материнства

Лиза
Две минуты до отправления Две минуты до отправления

90 лет назад пошла первая в стране электричка

Огонёк
Маски, которые надевают дети зависимых родителей Маски, которые надевают дети зависимых родителей

От проблем взрослых страдают главным образом дети

Psychologies
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Как сделать откат системы Windows 7: простые и сложные способы Как сделать откат системы Windows 7: простые и сложные способы

Рассказываем, как откатить систему до предыдущего (рабочего) состояния.

CHIP
Мама и ребенок: чьи эмоции важнее? Мама и ребенок: чьи эмоции важнее?

Чьи эмоции стоит учитывать в первую очередь — наши собственные или наших детей

Psychologies
Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы

Мода принимать законы о повышении «социального статуса» животных дошла до Италии

СНОБ
Когда переобувать автомобиль к зиме Когда переобувать автомобиль к зиме

Вопрос о том, переобувать машину или нет, не стоит. Но вот когда это делать?

Популярная механика
Наталья Ветлицкая возвращается! Наталья Ветлицкая возвращается!

Кумир 90-х и первая красавица нашей эстрады возвращается!

StarHit
Тест увлажнителя воздуха Polaris PUH 8060 TFD: покупать или нет? Тест увлажнителя воздуха Polaris PUH 8060 TFD: покупать или нет?

Тест увлажнителя показал бесшумную работу и удобное управление

CHIP
Василий Кондратьев: В лесу, который склоном шел к берегу… Василий Кондратьев: В лесу, который склоном шел к берегу…

Отрывок из прозы петербургского поэта Василия Кондратьева

СНОБ
Алексей Сальников — о любимых книгах Алексей Сальников — о любимых книгах

Писатель Алексей Сальников рассказывает о любимых книгах

Esquire
Искусство: Япония Искусство: Япония

Искусство Страны восходящего солнца

Robb Report
«Мы потратили $120 млн на эту войну»: экс-миллиардер Ноготков о жизни после «Связного», чувстве вины и новых интересах «Мы потратили $120 млн на эту войну»: экс-миллиардер Ноготков о жизни после «Связного», чувстве вины и новых интересах

Максим Ноготков рассказал, из-за чего он лишился бизнеса

Forbes
Как Charli XCX стала популярнее Адель и Дуа Липы Как Charli XCX стала популярнее Адель и Дуа Липы

Она выступает на рейвах и записывает фиты с лучшими молодыми музыкантами мира

GQ
Ханна: Ханна:

Ханна рассказала про запуск своей линии одежды и бизнес в Майами

Cosmopolitan
Я люблю слишком сильно: как уменьшить «громкость» своих чувств? Я люблю слишком сильно: как уменьшить «громкость» своих чувств?

Доказано, что мы можем сознательно усиливать или ослаблять чувство любви

Psychologies
Укротитель секущихся концов: коллаген для волос Укротитель секущихся концов: коллаген для волос

Разбираемся, какой формат коллагена для волос лучше выбрать

Cosmopolitan
Год сбитых ангелов: почему новых «Ангелов Чарли» не спасает даже Кристен Стюарт (хотя она там хороша) Год сбитых ангелов: почему новых «Ангелов Чарли» не спасает даже Кристен Стюарт (хотя она там хороша)

Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, каким получился фильм «Ангелы Чарли»

Esquire
Председатель правления «Совкомбанка» Дмитрий Гусев: Как вырастить банк до федерального масштаба, пережить два кризиса и не потерять прибыль Председатель правления «Совкомбанка» Дмитрий Гусев: Как вырастить банк до федерального масштаба, пережить два кризиса и не потерять прибыль

Как искать революционные решения в банковском деле

СНОБ
Открыть в приложении