Грузовую базу Севморпути обеспечат проекты разработки заполярных недр

ЭкспертБизнес

Контейнер боится стужи

Грузовую базу Севморпути обеспечат действующие и перспективные проекты разработки заполярных недр. Транзитные перспективы у трассы минимальные

Сергей Кудияров

Углеводородные проекты в Обской губе формируют основу грузопотока Севморпути

В порту Мурманска поднят флаг России на ледоколе «Арктика». Самый мощный в мире атомный ледокол, головное судно проекта 22220, после успешных ледовых испытаний вошел в состав российского атомного флота.

Гигант водоизмещением 33,5 тыс. тонн приводят в движение два атомных реактора РИТМ-200 мощностью 175 МВт каждый (достаточно для энергоснабжения небольшого города), он может пробивать лед толщиной до трех метров.

Сегодня в акватории Северного морского пути (СМП) работают четыре атомных ледокола: «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Таймыр». Есть и вспомогательные дизельные ледоколы, некоторые из них ведут проводку в арктических портах (сводную таблицу «Морской ледокольный флот России» см. в статье «Панда на полюсе», «Эксперт» № 34 за 2019 год). Функции каждого из них определяются ледовым классом судна. Через сплошное ледяное поле толще двух метров могут пройти только ледоколы класса Icebreaker9. У России таких было два, «Ямал» и «50 лет Победы». «Арктика» стала третьим.

Проект строительства ледоколов этой серии стартовал в 2013 году. К 2024 году исполнитель контракта Балтийский завод в Санкт-Петербурге должен изготовить еще четыре судна этого проекта – «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка».

Но этим планы наращивания Россией ледокольного флота не исчерпываются. Главными на восточном плече СМП станут атомоходы «Лидер» — три уникальные по мощности (120 МВт) машины проекта 10510 должны встать в строй в 2027, 2030 и 2034 годах соответственно. Шестого июля текущего года на верфи «Звезда» в Приморском крае стартовало строительство головного ледокола серии, получившего название «Россия».

Программа усиления ледокольного флота порождена необходимостью вывоза природных ресурсов Арктики по СМП. Уже запущены либо находятся в стадии разработки целый ряд амбициозных проектов по освоению заполярных недр.

Объем перевозок по Северному морскому пути уже в 2016 году превысил максимальные советские показатели. По итогам 2019 года по СМП было перевезено 30,8 млн тонн, главным образом за счет освоения нефтегазовых ресурсов Арктики (см. график 1). А к 2030 году руководство страны поставило задачу довести объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн.

После 2014 г. объем перевозок грузов по Северному морскому пути демонстрирует взрывной рост. (График 1)

Грузовую базу Севморпути в настоящее время создают СПГ-проекты «НоваТЭКа» (для обслуживания завода «Ямал-СПГ» был даже построен порт Сабетта), вывоз металлических грузов из Норильского промышленного района, нефтяные проекты (например, осуществляемый «Газпром нефтью» вывоз нефти с Новопортовского месторождения с использованием берегового наливного комплекса и флота танкеров.

Есть все основания полагать, что эта грузовая база будет расти. Так, до 2023 года «НоваТЭК» планирует ввести в строй Обский СПГ (4,8 млн тонн в год) и «Арктик СПГ — 2» (19,8 млн тонн в год), что пропорционально увеличит объем перевозок по СМП.

«Газпром нефть» рассматривает возможность реализации проекта «Енисей» — освоения двух лицензионных участков на Гыданском полуострове с вывозом продукции через портовый терминал мощностью до 20 млн тонн.

«Таймырнефтегаз-Порт» планирует строительство нефтеналивного терминала «Порт бухта “Север”» мощностью до 26 млн тонн для вывоза нефти с Пайяхской группы месторождений.

Структура грузооборота СМП в 2019г. (График 2)

Можно также отметить задуманный «Роснефтью» мегапроект «Восток Ойл». Его реализация может привести к появлению в нашей стране новой нефтегазовой провинции в Заполярье. Потенциал роста добычи «Восток Ойл»: в 2024 году — 25 млн тонн, в 2027-м — 50 млн тонн, в 2030-м — 115 млн тонн. В условиях постепенного исчерпания сырьевой базы старых месторождений Западной Сибири это хорошее подспорье нефтегазовому комплексу страны. Правда, под реализацию проекта «Роснефть» запрашивает ряд льгот: речь идет о получении специального режима в рамках налога на добавленный доход, а также об обнулении НДПИ на 12 лет для ряда месторождений.

В Арктике есть и рудные проекты, реализация которых потребует привлечения Северного морского пути, например Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле (до 0,5 млн тонн в год) и Баимский ГОК на Чукотке (до 2 млн тонн).

Есть и проекты, связанные с освоением угольных ресурсов российской Арктики (см. график 3).

Угольные портовые проекты на Таймыре (График 3)

Обойдемся без транзита

Есть соблазн рассматривать Северный морской путь и как перспективную транзитную трассу. По прогнозу Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), взаимный товарооборот между странами ЕС и странами Восточной Азии к 2035 году может вырасти почти на 20 млн тонн в натуральном выражении и достичь 190 млн тонн. При этом грузопоток, потенциально тяготеющий к маршруту СМП, в силу географических причин оценивается в 22–23 млн тонн.

Приводятся сведения, что в идеальных условиях для перехода из Европы в Китай по Северному морскому пути нужно 25 дней, а при использовании Суэцкого канала — 35 дней. Помимо ускорения доставки для грузового судна, оперирующего на основных торговых маршрутах, это может означать экономию на топливе в размере 200–300 тонн.

Вроде бы это колоссальный куш, на который мог бы претендовать Северный морской путь.

Однако при переходе в практическую плоскость всплывает куча подводных камней. Во-первых, беспрепятственно ходить через Севморпуть могут только суда ледового класса. В период зимней навигации, с декабря по июнь, целесообразна навигация судов ледовых классов Arc4–Arc8 в сопровождении ледоколов. В пограничном между летней и зимней навигацией ноябре возможен проход судами ледовых классов Arc4–Arc8 без ледокольной проводки. Однако торговых судов такого класса мало. Например, практически все контейнеровозы, используемые сегодня на основных торговых линиях, не имеют ледового усиления и использоваться на СМП круглогодично не могут. Судов же ледового класса слишком мало, чтобы заместить сколько-нибудь значимые грузопотоки в сообщении между Китаем и Европой.

Таким образом, реалистичная схема работы потенциального транзитного маршрута на Северном морском пути потребует создания флота судов-посредников с ледовым классом защиты, осуществляющих прохождение непосредственно по СМП, и пунктов перевалки в незамерзающих портах на западной и восточной оконечностях маршрута (например, в Мурманске и Петропавловске-Камчатском), где будет производиться обмен грузами между судами ледового класса и стандартными кораблями мирового торгового флота.

По этой схеме, к слову, сейчас работает «НоваТЭК» (СПГ-танкеры Yamalmax ледового класса Arc7 в Арктике и пункты перегрузки на «стандартные» танкеры в Мурманске и на Камчатке).

Но если это работает для рынка СПГ, то будет ли работать для транзитного контейнеропотока, где грузоотправитель выбирает между скоростью и дешевизной доставки, — большой вопрос. А посредническая схема, как нетрудно догадаться, ухудшает экономику потенциального транзита как по срокам, так и по стоимости доставки.

Во-вторых, с точки зрения ледовых условий оптимальный вариант пути плавания часто проходит вдоль береговой линии, то есть там, где существуют ограничения по осадке судов. Основные лимитирующие участки — проливы Югорский шар (осадка до 11,5 метра), Санникова (осадка до 11,0 метра) и Дмитрия Лаптева (ограничение осадки до 6,7 метра). Для судов с осадкой свыше 11,0 метра трасса плавания проходит в более высоких широтах, там, где ледовые условия более суровые, что накладывает ограничения на круглогодичность плавания.

И в-третьих, сложные ледовые условия налагают ограничения на скорость движения судов. Так, максимальная скорость судов достигается в летний период, с июля по октябрь, при оптимальных погодных условиях и легкой ледовой обстановке с ледовитостью менее 15% она может составлять 17–19 узлов (31–35 км/ч), что сопоставимо с показателями существующих линий. Однако в зимний период, с ноября по июнь, и при тяжелой ледовой обстановке скорость может снижаться до жалких шести узлов (11 км/ч), а иногда до нуля, создавая вынужденный простой (см. график 4).

Средняя скорость прохождения СМП (График 4)

Понятно, что такие условия не могут рассматриваться как конкурентные альтернативы традиционным маршрутам через теплые моря.

Крайне скептически относится к транзитному потенциалу СМП капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов. В интервью «Эксперту» (см. «Ледокольщики прямо не ходят», № 31–34 за 2020 год) он заявил: «Большая часть грузоперевозок в мире — строго линейные, покупатель точно знает, когда получит заказ. Арктика на данном этапе четкого соблюдения сроков в любой сезон обеспечить не может. Еще часто слышу вопросы, почему Китай не возит контейнеры в Европу Севморпутем, а по-прежнему выбирает Суэц. Потому что на южном маршруте контейнеровоз часто делает остановки: у него десятки портов по дороге, которые возьмут груз и дадут другой. На трассе Севморпути промежуточных пунктов нет».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
«Эй, продюсер!» — как в России зарабатывают новоформатные лейблы независимых артистов «Эй, продюсер!» — как в России зарабатывают новоформатные лейблы независимых артистов

Как устроены новые музыкальные лейблы и на чем они зарабатывают

Inc.
Плащ «казак» мушкетёров короля Плащ «казак» мушкетёров короля

Одежда, по которой мы узнаём королевских мушкетёров в фильмах

Дилетант
Чем отличается ультрабук от ноутбука и что лучше выбрать Чем отличается ультрабук от ноутбука и что лучше выбрать

Ультрабуки часто сравнивают и путают с ноутбуками

Playboy
Автонекомплект Автонекомплект

К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

Эксперт
7 ошибок в стиле, которые подчеркнут живот, — разбираем на примере звезд 7 ошибок в стиле, которые подчеркнут живот, — разбираем на примере звезд

Каких ошибок в стиле стоит избегать — объясняем на примере звезд

Cosmopolitan
Стриминговые сервисы: как они нас изменили Стриминговые сервисы: как они нас изменили

Что происходит с книгами, музыкой и фильмами, если их перестают покупать

Эксперт
Отрывок из книги «Коммуналка на Петроградке» Анастасии Вепревой и Романа Осминкина Отрывок из книги «Коммуналка на Петроградке» Анастасии Вепревой и Романа Осминкина

Отрывок из книги о жизни в коммунальной квартире

СНОБ
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Перст судьбы Перст судьбы

Нейл-арт перекочевал из категории безвкусицы в разряд самых свежих трендов

Vogue
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Третья часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Кто здесь самый умный? Кто здесь самый умный?

Что такое умный дом, каким он бывает и как с ним жить?

AD
Важная книга: «Лето» Аллы Горбуновой Важная книга: «Лето» Аллы Горбуновой

«Лето» Аллы Горбуновой — дневниковая проза о карантинных месяцах 2020 года

Полка
Всего лишь конец света: 5 лучших ролей Гаспара Ульеля Всего лишь конец света: 5 лучших ролей Гаспара Ульеля

Вспоминаем значимые роли Гаспара Ульеля

Esquire
Остатки дипломатии: как Москва и Вашингтон борются с «русскими хакерами» Остатки дипломатии: как Москва и Вашингтон борются с «русскими хакерами»

США и Россия могут совместно бороться с цифровыми угрозами

Forbes
Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника

Биоархеологи исследовали останки богатого мужчины из Синьцзяна

N+1
Почему мы изменяем своим любимым во сне и что это может значить Почему мы изменяем своим любимым во сне и что это может значить

Измены во снах — стоит ли о них беспокоиться?

GQ
10 причин, почему в салоне автомобиля неприятно пахнет 10 причин, почему в салоне автомобиля неприятно пахнет

Вам знаком этот противный запах, который может держаться в салоне автомобиля?

Популярная механика
Хочу учиться до 100 лет Хочу учиться до 100 лет

Герои статьи вновь оказались в статусе студентов, когда им было больше 60 лет

Лиза
Главное – говори! Главное – говори!

Чулпан Хаматова празднует 15-летие фонда «Подари жизнь»

Harper's Bazaar
Человеку впервые пересадили две свиные почки Человеку впервые пересадили две свиные почки

Новый эксперимент в трансплантологии

National Geographic
Преображение гуманизма. Эпизод 2. Вернуть гуманизм Преображение гуманизма. Эпизод 2. Вернуть гуманизм

Где и как обществу искать выход из кризиса?

Эксперт
Самые неоднозначные акции и перформансы, оставившие след в истории России Самые неоднозначные акции и перформансы, оставившие след в истории России

Грань между искусством и хулиганством тонкая

GQ
Без «пжлст», мемов и капслока: правила делового общения в мессенджерах Без «пжлст», мемов и капслока: правила делового общения в мессенджерах

Почему не стоит использовать в деловой переписке капслок и сокращения?

Forbes
План такой: 7 привычек, которые стоит приобрести, если собираешься забеременеть План такой: 7 привычек, которые стоит приобрести, если собираешься забеременеть

Как не превратить планирование беременности в тяжелый путь с испытаниями

Cosmopolitan
Самые смешные и уродливые королевские портреты Самые смешные и уродливые королевские портреты

У придворных живописцев тоже бывают профессиональные неудачи!

Maxim
«Живая еда»: вкусные и здоровые рецепты от Сергея Малозёмова «Живая еда»: вкусные и здоровые рецепты от Сергея Малозёмова

Завтрак, десерт и другие рецепты из книги Сергея Малозёмова

Cosmopolitan
Пизанская башня по-американски: история одной высотки, которая с каждым годом наклоняется все сильнее Пизанская башня по-американски: история одной высотки, которая с каждым годом наклоняется все сильнее

«Башня Тысячелетия» каждый год понемногу отклоняется от центральной оси

Популярная механика
Рядом с могилой всадника времен Меровингов археологи нашли обезглавленную лошадь Рядом с могилой всадника времен Меровингов археологи нашли обезглавленную лошадь

Ученые раскопали раннесредневековый погребальный комплекс в городе Книттлинген

N+1
МиГ-35/35Д: как устроен российский многофункциональный истребитель МиГ-35/35Д: как устроен российский многофункциональный истребитель

Истребитель разрабатывался на основе палубного самолета

Популярная механика
Открыть в приложении