Канал «Стамбул»: поддержит ли Китай Эрдогана?
Турция вступила в фазу быстрого экономического роста после банковского кризиса 2001 года. Локомотивом роста были инвестиции в инфраструктуру и мегапроекты, осуществляемые правительством под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана, который пришел к власти в 2002 году. В период с 2002 по 2010 год было построено много междугородних автомагистралей, обновлены существующие дорожные сети и начаты новые проекты, как большие, так и малые, по всей Турции. В этот же период было запланировано множество проектов и были сняты законодательные ограничения для их реализации. Большинство из них к настоящему времени уже реализованы, в частности линия метро Мармарай и туннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле, а также скоростная автомагистраль Гебзе — Измир протяженностью более 400 км, соединившая район Стамбула с Измиром через город Бурса.
Проект канала «Стамбул», задуманный как рукотворный дублер Босфора чуть западнее нынешних границ крупнейшего города Турции, впервые был представлен президентской Партией справедливости и развития (ПСР) в ходе кампании к всеобщим выборам 2011 года. Детального анализа затрат и выгод от проекта показано не было. Однако в последующие годы этот проект вновь появлялся в каждый период местных или всеобщих выборов.
По мнению правительства, канал «Стамбул» нужен для обеспечения быстрого, безопасного и доступного перехода из Черного моря в Мраморное, а также для решения многообразных проблем, возникающих в связи с интенсивным транзитным движением судов по Босфору. Другая причина заключается в том, чтобы снять часть транспортной нагрузки с Босфора и свести к минимуму возможные опасности и риски, связанные с танкерами, перевозящими опасные грузы в черте многомиллионного города. Правда, справедливости ради надо сказать, что интенсивность судоходства по Босфору постепенно снижается естественным путем: количество судов, проследовавших по проливу, сократилось за последние пятнадцать лет на треть.
В официальной презентации, подготовленной министерством транспорта и инфраструктуры в 2018 году, было заявлено, что общая стоимость проекта составит 20 млрд долларов. С другой стороны, преподаватель Баскентского университета, профессор, доктор Угур Эмек утверждает, что фактическая стоимость проекта в три раза превышает прогнозируемую, то есть канал обойдется примерно в 60 млрд долларов. Делая этот расчет, Эмек заявил, что он проводил расчеты на основании значений, приведенных в исследовании расширения Панамского канала в 2015 году.
Отобьются ли такие затраты? Согласно официальным данным, плата за транзит через проливы составляет 3400 долларов за судно, а количество судов, проходивших через проливы в 2019 и 2020 годах, составляет 41 112 и 38 404 соответственно. Отсюда легко посчитать, что в среднем за год транзит судов через черноморские проливы приносит сегодня Турции примерно 135 млн долларов. Даже если все эти суда захотят пройти через канал «Стамбул», а плата будет соответствовать нынешней ставке прохода через Босфор, то окупаемость проекта только за счет непосредственных доходов от транзитной платы не просматривается. Конечно, сооружение канала повлечет за собой положительные косвенные эффекты, не связанные с судоходством. В частности, он способен дать импульс расширению Стамбула на запад, строительству целых новых городских районов по обе стороны артерии. А это подряды крупнейшим строительным фирмам и толчок к выходу строительного сектора из стагнации, в которой он находится последние четыре года. Официальный доклад, презентующий проект канала «Стамбул», был представлен 24 декабря 2019 года, но, несмотря на возражения, отчет был утвержден уже 17 января 2020-го. Под руководством столичного муниципалитета Стамбула 10 января 2020 года был проведен семинар, в котором участвовало свыше двух с половиной тысяч человек, в том числе приглашенные ученые и эксперты. В отчете о семинаре было указано, что канал способен нарушить экосистему всего региона Мраморного моря и уничтожить среду обитания многих видов растений и животных.
После этих критических замечаний мэрия Стамбула подала иск об отмене положительного заключения на правительственный отчет. И до сих пор судебная тяжба вокруг доклада продолжается. Один из экспертов по делу отказался от работы в комиссии, заявив, что ему угрожали.
Потенциальное негативное воздействие канала «Стамбул» на экосистемы и виды также затрудняет финансирование проекта. Двадцать седьмого апреля 2021 года агентство Reuters передало, что четыре источника из крупнейших банков Турции, имена которых не были названы, заявили, что их учреждения не готовы финансировать данный проект как из-за экологических проблем, так и из-за инвестиционных рисков, что не позволяет считать такую инвестицию соответствующей Принципам ответственного банкинга ООН, которых эти банки придерживаются.
На этом пессимистическом фоне особенно контрастен интерес китайских инвесторов, проявленный к проекту канала «Стамбул». В январе 2018 года Руоджи Ли, генеральный директор дочернего учреждения Банка Китая в Турции, заявил, что его банк намерен финансировать некоторые проекты в Турции, включая канал «Стамбул». В ноябре 2019 года Хуан Сунфэн, коммерческий атташе КНР в Стамбуле, заявил, что переговоры по каналу продолжаются. Почему китайцы так заинтересованы в этом проекте? Понятно, что причиной этого является «Инициатива пояса и пути», которую хочет реализовать Китай. Турция имеет большое стратегическое значение для этого проекта. Хотя канал «Стамбул» не рассматривается как выгодная инвестиция, очевидно, что финансирование проекта Китаем является стратегической целью, выходящей за рамки экономической логики. Китай уже участвовал как в качестве подрядчика, так и в качестве партнера в таких важных инфраструктурных проектах в Турции, как линия Мармарай, туннель «Евразия», мост в Чанаккале, новый аэропорт Стамбула и линия ВСМ Эдирне — Карс.
*Научный сотрудник Венского института международных экономических исследований, доцент Muğla Sitki Koçman University.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl