Эрозия ЕС: «братьям» осталась только лира
Экономический кризис требует жертв, и рынок уже выбрал для себя цель — это Италия. Десятилетние госбонды страны после прошедших в стране парламентских выборов ушли на уровень выше 4,5% годовых, тогда как еще в августе считалось, что преодоление планки 4% — свидетельство паники на рынке. Паника очевидна, даже испанские и португальские бумаги сегодня дают меньшую доходность. Немного хуже чувствует себя лишь рынок национального долга страны — недавнего банкрота Греции.
Массированные распродажи государственного долга Италии — реакция рынка на победу на выборах в палату депутатов альянса партий «Братья Италии», «Лига», «Вперед, Италия», «Мы, умеренные» — они получил 43,9% голосов. В верхней палате — сенате — правоцентристские силы набрали почти 44,2% голосов. Главный бенефициар — правая партия Джорджи Мелони «Братья Италии», набравшая 26,1%, тогда как еще в 2018 году за нее проголосовало лишь 4% избирателей. Западные СМИ приписывают этой партии лозунг «Италия превыше всего», называя ее неонацистской.
Очевидно, что столь серьезные сдвиги в восприятии избирателей — результат усталости населения от продолжающегося кризиса в этой развитой европейской стране. Основа экономики Италии — промышленность. С 2007 года она находится в затяжном кризисе, а согласно статистике, накопленный спад промпроизводства с того времени составил 22%.
Однако ситуация обострилась в последний год. В 2022-м стоимость газа в Италии выросла вдвое (для бизнеса — в восемь раз), стоимость электричества — втрое (для предприятий — вшестеро), цена на бензин — в полтора раза (после временного снижения акцизов цена уменьшилась, и вместо потребителей потери легли на бюджет страны). Уже этой зимой в Италии могут закрыться 120 тысяч малых и средних предприятий, а экономика — потерять 370 тысяч рабочих мест.
Другой результат энергетического кризиса — потребительская инфляция, которая в августе составила 9,1%. Номинальные доходы населения такими темпами не растут, в итоге реальные обвалились на 7,5%. Цифры катастрофичны даже для привыкшей к кризисам и волатильности России. Для понимания: на сопоставимую величину доходы падали в современной России в 2008 году. Для развитой экономики Италии, где темпы изменений измеряются в промилле, такое падение за рамками статистической вероятности.
Традиционный рецепт, применяемый в странах Запада для борьбы с подобными кризисами, — «вертолетные деньги»: повышение бюджетных трат за счет заимствований. Чем все последние годы и занималось правительство в Риме. Например, нынешний энергетический кризис уже обошелся бюджету Италии в 60 млрд евро. Столько было потрачено на компенсацию потерь от роста стоимости газа и электроэнергии. Сумма гигантская — 3,3% ВВП. А впереди зима и еще более высокие цены на газ и топливо.
И без того высокий госдолг страны принял в последние годы характер пузыря, превысив 150% ВВП. За последнее десятилетие его рост по отношению к ВВП составил 25 процентных пунктов. В абсолютном значении госдолг находится на историческом максимуме и составляет 2,8 трлн евро. Это 22,5% от всех суверенных долгов Европы. В зоне евро выше долг только у Франции — он составляет 2,9 трлн евро, но отношение к ВВП более умеренное — лишь около 100%. В мире есть страны с еще большим удельным государственным долгом — США и Япония, однако в отличие от Италии эти государства самостоятельно могут печатать свою валюту под гособлигации и, что более важно, определять тем самым ее курс.
Обслуживать свой долг Италия в рыночных условиях самостоятельно уже давно не может, поэтому находится на поруках у Европейского центробанка. ЕЦБ проводил регулярные интервенции на рынке, скупая госдолг страны и тем самым искусственно снижая доходность облигаций. В таких условиях рынок был открыт для Италии. Однако при сегодняшнем уровне инфляции в зоне евро попытки ЕЦБ быть одновременно добрым (поддерживать бонды южных стран Европы, печатая евро) и злым (повышать ставку, пытаясь побороть инфляцию) напоминают маниакально-депрессивное расстройство. Впрочем, такое безумие ЕЦБ объяснимо: в пучину кризиса Италия отправится не одна, а прихватив с собой долговые пирамиды Греции, Испании, Португалии. Больно будет и Франции.
Результат политики ЕЦБ уже налицо: падение курса евро ниже паритета с долларом. Падающий курс делает и без того дорогие импортные товары (газ, нефть, топливо) еще дороже при номинировании их в евро, тем самым подстегивая рост инфляции и дополнительно снижая реальные доходы граждан. И поскольку политика ЕЦБ безумна, ни одна монетарная цель не будет достигнута. Европейским странам, в первую очередь Италии, рано или поздно придется пойти на реструктуризацию долга. Но его размер таков, что даже возможностей МВФ, который спасал Грецию и Украину, вряд ли хватит. Без списаний, жесткой экономии бюджета, роста налогов, распродажи национального имущества — в общем, передачи управления страной на поруки кредиторов, как было в Греции, — не обойтись.
Однако на это вряд ли согласится новое итальянское правительство, пришедшее к власти на фоне популистских заявлений о заботе о населении. Единственный реальный механизм выхода из сложившегося в Италии кризиса (без колонизации ресурсов какой-нибудь страны) — покинуть зону евро, вернуть лиру, резко ее девальвировать и постепенно привести доходы граждан в соответствие с производительностью труда. То есть то же списание долгов, падение реальных доходов населения, инфляция, с одним отличием — это будет происходить по сценарию самой Италии, а не внешних кредиторов.
Начавшийся кризис в Италии — это, очевидно, начало конца зоны евро и единой Европы по правилам Германии.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl