О тарифах на новой платной автотрассе М-11

ЭкспертБизнес

Два счетчика

Редакционная статья

В конце ноября жителей двух столиц ждет нерядовое событие — обещают открыть сквозное движение по новой платной автотрассе М-11 Москва — Санкт-Петербург. Уже объявлен тариф: в зависимости от формы оплаты и времени движения 700-километровое путешествие обойдется, не считая бензина, в 1331–2020 рублей. При этом разрешенный скоростной режим 130–150 км/ч позволит сократить время в пути с девяти до пяти с половиной часов. Предложение выглядит конкурентоспособным в сравнении с другими альтернативами на этом маршруте. Во всяком случае, при поездке на машине вдвоем или втроем экономия денег по сравнению с «Сапсаном» при близкой продолжительности пути налицо.

Но не все так безоблачно. Скажем, если вам не надо в Петербург, а вы захотите воспользоваться лишь коротким, примыкающим к Москве кусочком М-11 до аэропорта Шереметьево, вам по-прежнему (дорога функционирует с 2015 года) придется выложить 280 рублей (в выходные — 300). При этом расстояние между пунктами взимания платы на этом участке составляет всего три километра, так что тариф составляет немыслимые 93 рубля за километр. Если двигаться по М-11 дальше, например до Солнечногорска, то цена за один километр снижается до 10,4 рубля. Такой разброс ставок тарифа на разных участках заставляет потребителя заподозрить недоброе: свистопляска с ценами — верный признак каких-то махинаций. Но никаких махинаций нет. Разные участки строились разными компаниями, в рамках разных моделей и теперь отбиваются существенно разной платой за проезд. На «дешевом» участке доля государства в ГЧП 90%, поэтому и тариф невелик. По той же причине невысокие цены (в пределах одного-двух рублей за километр) действуют на участках М-4 «Дон»: большая часть стройки обеспечена государственными деньгами. А вот довольно дорогим среди водителей считается подмосковный обход Одинцово (почти 20 рублей за километр, если считать от МКАД): там основное финансирование шло от частного инвестора — ОАО «Главная дорога».

Эти нехитрые калькуляции заставляют задаться фундаментальным вопросом: зачем государству платные дороги? С частниками все ясно. Для частного инвестора платные дороги — это высокомаржинальный бизнес, причем доход по нему гарантирует государство. Большинство автодорожных концессий устроено так, что стартовые инвестиции в строительство возвращаются государством концессионеру в виде твердых ежегодных выплат в течение всего срока эксплуатации дороги, независимо от того, обеспечены ли прогнозные платежи с автомобилистов реальным трафиком. Если нет, государство доплачивает концессионеру недостающую разницу. Из каких средств? Ну как из каких — из наших с вами налогов, то есть из «первого счетчика». И это при том, что воспользовавшиеся трассой граждане уже заплатили по «второму счетчику». Как-то неокругло получается.

Само привлечение частных инвесторов в автодорожное строительство приводит к автоматическому удорожанию проектов. На платной трассе стремятся больше заработать и строительные подрядчики, и эксплуатационщики. Ее надо оборудовать пунктами взимания платы, закупить транспондеры, наладить сбор и учет платы, отстегнуть банкам за ведение счетов и регулярные проводки. Кстати, о банках. В редких случаях концессионерам хватает собственных средств для реализации строительной фазы проектов. Банки привлекаются как кредиторы. Они, как известно, не благотворители, а значит, смету проекта приходится увеличить минимум процентов на двадцать, заложив проценты за банковский кредит. Итак, на круг концессионная дорога обойдется раза в полтора дороже бюджетной.

Имея бюджетный профицит почти в три триллиона рублей, государство строит в год жалкие 300 км скоростных автомобильных бесплатных дорог. И при этом делает ставку на строительство платных хайвеев. Выходит, нас приглашают заплатить за дорогу дважды — сначала налогами, потом платой за проезд. С какой стати?

Схемы государственно-частного партнерства возникли в отрасли изначально как вспомогательный, вынужденный инструмент в условиях крайне скудного бюджетного финансирования. Теперь возможности бюджета выросли, но финансирование бесплатных дорог остается все таким же скудным. Подменять бюджетное строительство дорогими концессиями, за которые расплачивается в итоге потребитель, неправильно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пощупать границы лояльности Пощупать границы лояльности

Кешбеки и проценты на остаток — это не более чем обдуманный маркетинговый прием

Эксперт
5 ключей, чтобы победить внутреннего врага 5 ключей, чтобы победить внутреннего врага

Пора спросить себя, не завелся ли у нас внутренний враг, и разобраться с ним

Psychologies
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Берни Сандерс вернул жене миллиардера пожертвование в $470 Берни Сандерс вернул жене миллиардера пожертвование в $470

Штаб Берни Сандерса решил не принимать пожертвования от миллиардеров

Forbes
Сильный ход в глобальной газовой партии Сильный ход в глобальной газовой партии

Россия выстраивает стратегию реконфигурации мирового газового рынка

Эксперт
Европа, Япония и Корея: лучшие бренды косметики для волос Европа, Япония и Корея: лучшие бренды косметики для волос

Как отыскать лучшие бренды косметики для волос

Cosmopolitan
Нам такие дóроги дороги Нам такие дóроги дороги

Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных магистралей

Эксперт
Дмитрий Крымов: «Спектакль исчезает на твоих глазах. В кино такого нет, кино — вечность» Дмитрий Крымов: «Спектакль исчезает на твоих глазах. В кино такого нет, кино — вечность»

Интервью с режиссёром спектакля по мотивам пушкинской драмы «Борис Годунов»

Эксперт
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн

За четыре года трекер для репродуктивного здоровья женщин скачали 100 млн раз

Forbes
В зоне рискованного потепления В зоне рискованного потепления

Как противостоять стихии в стране, где теплеет быстрее всего на планете

Огонёк
Человек, продавший Берлинскую стену: как немецкий предприниматель построил бизнес на обломках «Железного занавеса» Человек, продавший Берлинскую стену: как немецкий предприниматель построил бизнес на обломках «Железного занавеса»

Уроженец ФРГ уже почти 30 лет продает обломки Берлинской стены туристам

Forbes
Первый хочет стать главным Первый хочет стать главным

Мир готовится к глобальному энергетическому переходу

Эксперт
«Мы потратили $120 млн на эту войну»: экс-миллиардер Ноготков о жизни после «Связного», чувстве вины и новых интересах «Мы потратили $120 млн на эту войну»: экс-миллиардер Ноготков о жизни после «Связного», чувстве вины и новых интересах

Максим Ноготков рассказал, из-за чего он лишился бизнеса

Forbes
Автоматы в космосе: никаких перспектив замены человека Автоматы в космосе: никаких перспектив замены человека

Почему автоматы в одиночку пока не могут освоить космос

Naked Science
Илья Сачков – о борьбе с недосыпом, посмертном видео и газовом пистолете, который лучше иметь при себе Илья Сачков – о борьбе с недосыпом, посмертном видео и газовом пистолете, который лучше иметь при себе

Когда борешься с киберпреступниками, жизнь принимает форму компьютерный игры

GQ
Передний край науки Передний край науки

Последние новости с научных полей

Naked Science
Препринт: отрывок из книги Мэри Элиз Саротт «Коллапс. Случайное падение Берлинской стены» Препринт: отрывок из книги Мэри Элиз Саротт «Коллапс. Случайное падение Берлинской стены»

Почему пала Берлинская стена

Esquire
Дмитрий Мецаев: Хотите чего-то добиться — наденьте костюм Дмитрий Мецаев: Хотите чего-то добиться — наденьте костюм

Бизнесмен Дмитрий Мецаев всегда следовал своим мечтам и не боялся перемен

СНОБ
Трехминутная сексуальная игра, которая перевернет вашу интимную жизнь Трехминутная сексуальная игра, которая перевернет вашу интимную жизнь

Простая трехминутная игра в постели выручит и тебя, и твоего любовника

Cosmopolitan
7 вопросов Лиде Мониаве, директору фонда «Дом с маяком» 7 вопросов Лиде Мониаве, директору фонда «Дом с маяком»

О том, как власти вспомнили о больных детях и забыли о больных взрослых

Русский репортер
Пьеса для двоих Пьеса для двоих

Между Большой Дмитровкой и Тверской есть тихий Глинищевский переулок

Seasons of life
Что такое HDMI? Сравниваем типы кабелей Что такое HDMI? Сравниваем типы кабелей

Что такое HDMI, чем различаются типы кабелей, и как работает эта технология?

CHIP
Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта

Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе, надо воспитывать в нем оптимизм

Psychologies
Игорь Миркурбанов: «До Собчак и Богомолова в этом катафалке никого не возили» Игорь Миркурбанов: «До Собчак и Богомолова в этом катафалке никого не возили»

Актер Игорь Миркурбанов о своих отношениях со смертью и с четой Шеляговых

GQ
Нежная игра: как женщины отвоевывают себе место в бейсболе Нежная игра: как женщины отвоевывают себе место в бейсболе

Первый женский чемпионат мира по бейсболу прошел только в 2004 году

Forbes
И в горе, и в радости: истории пяти жен диктаторов из прошлого И в горе, и в радости: истории пяти жен диктаторов из прошлого

Печальные судьбы супруг самых влиятельных диктаторов прошлого

Cosmopolitan
Культ грубой силы. Почему становятся наемниками Культ грубой силы. Почему становятся наемниками

Разговор о психологии «людей культа грубой силы»

СНОБ
Вырастили детей... и бренды! Уизерспун, Альба и другие звездные бизнес-мамы Вырастили детей... и бренды! Уизерспун, Альба и другие звездные бизнес-мамы

Женщины, которые построили собственный бизнес после рождения детей

Cosmopolitan
Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе

Фрагмент книги «Соединяя точки. Уроки лидерства» Джона Чемберса и Дианы Брейди

Forbes
Открыть в приложении