О тарифах на новой платной автотрассе М-11

ЭкспертБизнес

Два счетчика

Редакционная статья

В конце ноября жителей двух столиц ждет нерядовое событие — обещают открыть сквозное движение по новой платной автотрассе М-11 Москва — Санкт-Петербург. Уже объявлен тариф: в зависимости от формы оплаты и времени движения 700-километровое путешествие обойдется, не считая бензина, в 1331–2020 рублей. При этом разрешенный скоростной режим 130–150 км/ч позволит сократить время в пути с девяти до пяти с половиной часов. Предложение выглядит конкурентоспособным в сравнении с другими альтернативами на этом маршруте. Во всяком случае, при поездке на машине вдвоем или втроем экономия денег по сравнению с «Сапсаном» при близкой продолжительности пути налицо.

Но не все так безоблачно. Скажем, если вам не надо в Петербург, а вы захотите воспользоваться лишь коротким, примыкающим к Москве кусочком М-11 до аэропорта Шереметьево, вам по-прежнему (дорога функционирует с 2015 года) придется выложить 280 рублей (в выходные — 300). При этом расстояние между пунктами взимания платы на этом участке составляет всего три километра, так что тариф составляет немыслимые 93 рубля за километр. Если двигаться по М-11 дальше, например до Солнечногорска, то цена за один километр снижается до 10,4 рубля. Такой разброс ставок тарифа на разных участках заставляет потребителя заподозрить недоброе: свистопляска с ценами — верный признак каких-то махинаций. Но никаких махинаций нет. Разные участки строились разными компаниями, в рамках разных моделей и теперь отбиваются существенно разной платой за проезд. На «дешевом» участке доля государства в ГЧП 90%, поэтому и тариф невелик. По той же причине невысокие цены (в пределах одного-двух рублей за километр) действуют на участках М-4 «Дон»: большая часть стройки обеспечена государственными деньгами. А вот довольно дорогим среди водителей считается подмосковный обход Одинцово (почти 20 рублей за километр, если считать от МКАД): там основное финансирование шло от частного инвестора — ОАО «Главная дорога».

Эти нехитрые калькуляции заставляют задаться фундаментальным вопросом: зачем государству платные дороги? С частниками все ясно. Для частного инвестора платные дороги — это высокомаржинальный бизнес, причем доход по нему гарантирует государство. Большинство автодорожных концессий устроено так, что стартовые инвестиции в строительство возвращаются государством концессионеру в виде твердых ежегодных выплат в течение всего срока эксплуатации дороги, независимо от того, обеспечены ли прогнозные платежи с автомобилистов реальным трафиком. Если нет, государство доплачивает концессионеру недостающую разницу. Из каких средств? Ну как из каких — из наших с вами налогов, то есть из «первого счетчика». И это при том, что воспользовавшиеся трассой граждане уже заплатили по «второму счетчику». Как-то неокругло получается.

Само привлечение частных инвесторов в автодорожное строительство приводит к автоматическому удорожанию проектов. На платной трассе стремятся больше заработать и строительные подрядчики, и эксплуатационщики. Ее надо оборудовать пунктами взимания платы, закупить транспондеры, наладить сбор и учет платы, отстегнуть банкам за ведение счетов и регулярные проводки. Кстати, о банках. В редких случаях концессионерам хватает собственных средств для реализации строительной фазы проектов. Банки привлекаются как кредиторы. Они, как известно, не благотворители, а значит, смету проекта приходится увеличить минимум процентов на двадцать, заложив проценты за банковский кредит. Итак, на круг концессионная дорога обойдется раза в полтора дороже бюджетной.

Имея бюджетный профицит почти в три триллиона рублей, государство строит в год жалкие 300 км скоростных автомобильных бесплатных дорог. И при этом делает ставку на строительство платных хайвеев. Выходит, нас приглашают заплатить за дорогу дважды — сначала налогами, потом платой за проезд. С какой стати?

Схемы государственно-частного партнерства возникли в отрасли изначально как вспомогательный, вынужденный инструмент в условиях крайне скудного бюджетного финансирования. Теперь возможности бюджета выросли, но финансирование бесплатных дорог остается все таким же скудным. Подменять бюджетное строительство дорогими концессиями, за которые расплачивается в итоге потребитель, неправильно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Точка разрыва Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения

Эксперт
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Искусство как приём Искусство как приём

Интерьер, выстроенный вокруг предметов искусств, сам стал произведением

SALON-Interior
Гвозди бы делать Гвозди бы делать

«Тех-Креп» - крупный игрок на рынке крепежей в России

Эксперт
10 трудностей, с которыми столкнется красивая женщина 10 трудностей, с которыми столкнется красивая женщина

Считается, что родиться красавицей – редкая удача

Cosmopolitan
Нам такие дóроги дороги Нам такие дóроги дороги

Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных магистралей

Эксперт
Как отучить ребенка ныть Как отучить ребенка ныть

Четырехлетний ребенок способен убрать плаксивые ноты из своей речи

Psychologies
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Пятый элемент. Физики обнаружили неведомую силу природы Пятый элемент. Физики обнаружили неведомую силу природы

Возможно, в физике скоро появится пятое фундаментальное взаимодействие

СНОБ
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
I love this game! I love this game!

Интарс Бусулис - латвийский певец, победитель конкурса «Новая волна – 2005»

OK!
Хотите уснуть? Прочитайте эту статью Хотите уснуть? Прочитайте эту статью

Что именно происходит во сне и почему

National Geographic
Счастлив вместе Счастлив вместе

Ральф Лорен рассказывает о том, как его модная империя строилась на любви

Vogue
Тобольск: древняя столица Сибири Тобольск: древняя столица Сибири

О старинном городе Тобольске, привлекательном туриcтическом кластере

Дилетант
На все руки мастер: выбираем мультитул На все руки мастер: выбираем мультитул

Как выбрать мультитул и почему не стоит покупать китайские аналоги

CHIP
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Что такое «пирамида стиля» и почему о ней нужно помнить, покупая одежду Что такое «пирамида стиля» и почему о ней нужно помнить, покупая одежду

Эта пирамида поможет выбирать только действительно нужные тебе вещи

Maxim
Не думать о треуголке. Почему наше общество бессильно перед сумасшедшим реконструктором Не думать о треуголке. Почему наше общество бессильно перед сумасшедшим реконструктором

Жуткое преступление в центре Петербурга провоцирует на культурные реминисценции

СНОБ
Ловушка богатства. Сколько денег нужно для преодоления страданий Ловушка богатства. Сколько денег нужно для преодоления страданий

Отрывок из книги Пола Дана «Счастливы когда-нибудь»

Forbes
Сила ничегонеделанья Сила ничегонеделанья

Время в нашем мире стало дефицитным товаром: большинству его не хватает

Psychologies
«Он меня не отпускает»: почему бывает так трудно выйти из отношений «Он меня не отпускает»: почему бывает так трудно выйти из отношений

Как уйти, если мужчина не отпускает вас после расставания

Psychologies
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Дождались! Дождались!

Героини рассказывают, как приняли решение стать поздними мамами

Лиза
Дополнительный налог — в факел Дополнительный налог — в факел

Минэнерго, нефтяники и химики выступают против возможного введения НДПИ на ПНГ

Эксперт
Работает за 11 человек и цитирует Айн Рэнд: чем известен глава «скучной» компании Илона Маска Работает за 11 человек и цитирует Айн Рэнд: чем известен глава «скучной» компании Илона Маска

Стив Дэвис — трудоголик и поклонник философии объективизма Айн Рэнд

Forbes
7 опасных болезней, которые притворяются простудой 7 опасных болезней, которые притворяются простудой

В некоторых случаях простуда может перейти в более серьезные стадии

Популярная механика
Сейчас как лопну! Сейчас как лопну!

Метеоризм, который вызывает вздутие живота, – распространённая проблема

Худеем правильно
О давно назревавшем повороте О давно назревавшем повороте

Сигнал о начавшихся переменах на Украине поступил с газового фронта

Эксперт
Лучшие вакуумные наушники: рейтинг 2019-2020 Лучшие вакуумные наушники: рейтинг 2019-2020

Все типы моделей, от простых до беспроводных — в нашем топе вакуумных наушников

CHIP
Открыть в приложении