«Законы экономики не обманешь»
Министр финансов Антон Силуанов о бюджетной политике прошлого, настоящего и будущего

На стене в кабинете главы Минфина Антона Силуанова можно увидеть портрет его знаменитого предшественника Сергея Витте, руководителя министерства времен императора Николая II, известного своими протекционистскими решениями. В интервью «Эксперту» министр финансов признается, что ценит традиции своего ведомства. «Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами», — цитирует он Михаила Сперанского, главного систематизатора, одного из ключевых чиновников эпохи Александра I и Николая I. Эта фраза хорошо описывает профессиональное кредо и героя нашего интервью. «Сбалансированный бюджет — залог устойчивости госфинансов», — подчеркивает Антон Силуанов. «Эксперт» поговорил с ним о пути, который прошла российская экономика, и о том, какой должна быть бюджетная политика в будущем.
Начнем с анализа прошлого. Вы работаете в Минфине с 1985 года, в 1990‑е вы…
Думаете (речь о долгой работе в Минфине. — «Эксперт»), это судьба? (Смеется.)
Ваша преданность делу и министерству вызывает уважение. Итак, в первой половине 1990‑х вы уже вовсю работали в Минфине и в каком‑то смысле были участником процессов, которые разворачивались в экономике. Дефицит бюджета доходил тогда до 10% ВВП, экономика падала в среднем на 7% в год, а инфляция достигала 80%. Какое впечатление у вас осталось от этого периода работы в Минфине и какими конкретно темами вы занимались?
В 1990-е события развивались очень быстро. Приходилось, с одной стороны, на ходу принимать оперативные решения, заниматься системной работой, с другой — выстраивать законодательную базу для финансов, бюджета, налогов. Конечно, путь не был легким. Одно то, что за десять лет сменилось десять министров, о многом говорит. Да и парламент в то время был оппозиционный, политическая жизнь страны постоянно менялась. В те годы я работал в Бюджетном управлении Минфина.
Кто из коллег в Минфине оказал на вас влияние?
После института я пришел на работу в Управление финансирования строительства Минфина РСФСР. Понятно, что сначала приходилось учиться печатать на пишущей машинке, осваивать азы министерской работы. Все это происходило в отделе, которым руководил Юрий Владимирович Тиньков. Он и стал моим первым наставником. Впоследствии работал со Станиславом Андреевичем Королевым, который возглавлял Управление строительства, Бюджетное управление, потом стал заместителем министра. От этих людей научился министерской работе, стал понимать, как устроено ведомство. Особую роль в моей профессиональной карьере сыграл Владимир Анатольевич Петров, который был настоящим бюджетником. Очень благодарен ему за это.
Расскажите о Владимире Петрове.
Он был профессиональным финансистом, жестким управленцем. В то время по-другому было нельзя. Приходилось и стучать кулаком по столу: «Все, денег больше нет» (в 1993–1994 годах дефицит бюджета держался на уровне более 10% ВВП, а в 1995-м фискальная политика была резко ужесточена: расходы превысили доходы уже на 3% ВВП. — «Эксперт»). Ситуация требовала твердости.
Какие вопросы стояли тогда на повестке важных совещаний?
В то время я работал простым специалистом, к совещаниям, где принимались стратегические решения, меня не привлекали. Позднее из яркого могу вспомнить совещание в Минфине. В тот момент я руководил департаментом макроэкономической политики и банковской деятельности. На совещании обсуждался вопрос целесообразности привязки российского рубля к доллару с тем, чтобы обеспечить стабильность курса и инфляции.
Курс рубля тогда, извините за выражение, «колбасило». И казалось, что таким образом мы сможем снизить волатильность и обеспечить предсказуемость. Вспоминаю дискуссию, по итогам которой участники согласились с аргументом, что таким образом мы попадем в полную зависимость от денежно-кредитной политики (ДКП), проводимой другим государством, лишимся финансового суверенитета. Но до решения о плавающем курсе было еще далеко.

Сейчас кажется, что в экономике тогда царил хаос. «Только трус платит налоги» — один из лозунгов 1990‑х. Как вы составляли тогда бюджет, каким образом оценивали доходы?
Все же Минфин в 1990-е возник не на пустом месте. Действовали отработанные методики составления бюджета, расчета доходов, пусть и без применения компьютерных программ. Бюджет верстался на основании проверенных еще советским временем формул и правил. Сейчас мы подключаем к прогнозированию искусственный интеллект, но расчеты все равно отличаются от реалий. Конечно, сегодня нам проще в этом плане работать, но нельзя сказать, что в прошлом оценки были менее точными.
