Как заставить ВВП расти

ЭкспертБизнес

Выход на положительную траекторию

Как заставить ВВП расти

Текст: Екатерина Футурова

Национальные цели развития России предписывают отечественному ВВП расти темпами выше среднемировых. В 2024 году это получилось: российская экономика увеличилась на 4,3%, уверенно обогнав средний прирост ВВП в странах мира, остановившийся на 3,2%. Однако 2025 год принес изменение вектора: более длительный, чем ожидалось, период жестких денежно-кредитных условий, охлаждение потребительского спроса и инвестиционной активности, ужесточение санкционных ограничений привели к резкому замедлению экономики. В большинстве прогнозов в четвертом квартале 2025-го закладывается переход ВВП страны в отрицательную зону, а по итогам всего года — символический прирост в пределах 1%. Можно ли считать нынешнюю ситуацию экономическим цугцвангом или рецепт выхода на трехпроцентные темпы роста все же есть — в материале «Эксперта».

Тупик или возможность

Официальные прогнозы не предполагают высоких темпов роста экономики России в ближайшие годы. Так, Минэкономразвития ждет увеличения ВВП на 1% в 2025 году с последующим увеличением показателя до 2,8% в 2027 году. Банк России более консервативен: в 2025 году обозначаемый им диапазон роста ВВП составляет 0,5–1%, а в последующие три года верхняя планка не превышает 2,5%. Возврат к «траектории сбалансированного развития» регулятор ожидает не раньше 2027‑го.

Сложившаяся ситуация похожа на тупик, считает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Экономический рост России в последнее время основывался в основном на значительном фискальном импульсе, который позволял двигаться даже выше официальных прогнозных траекторий (в 2023–2024 годах его размер оценивался Минфином в 7% ВВП). Однако сейчас его эффекта уже не будет хватать, чтобы опережать мировую динамику. «Денег (для нарастания бюджетного импульса. — “Эксперт”) больше нет, приходится ужиматься. А раз приходится ужиматься, нужны другие источники роста», — отмечает экономист.

Модель роста, основанная на бюджетных расходах, начинает себя исчерпывать, солидарен с ним директор ИНП РАН Александр Широв. «Положительный импульс, который сохранялся со стороны предприятий ВПК и других связанных с бюджетом производств, в условиях 2025 года обеспечивал позитивную динамику промышленного производства, но уже не формировал значимый мультипликативный эффект», — констатирует он в статье «Российская экономика в период охлаждения. Скоро ли оттепель?».

По мнению Буклемишева, есть два варианта развития событий, при которых темпы роста ВВП России могут выйти на уровень выше мировых. Первый — если мировые значительно упадут, однако пока этого не ожидается: по прогнозу МВФ, в 2025 году ВВП всех стран вырастет на 3,2%, в 2026‑м — на 3,1%. И второй — если произойдет изменение структурных условий функционирования экономики посредством ее органического перехода с военных рельсов на гражданские. «Но даже если мы это действие предпримем, сначала получим спад — скорее всего. Просто потому, что до этого в три смены оборонные заводы работали», — говорит он.

Возвращение на траекторию трехпроцентного роста для России «реально и возможно», возражает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Вопрос заключается в цене и побочных эффектах. «Это как с похуданием или с набором веса. Можно любого человека разной степенью принуждения заставить похудеть или, наоборот, растолстеть. Вопрос в устойчивости и скорости этого», — рассуждает экономист.

По его словам, в предыдущие годы российский ВВП рос темпом выше 3% «не от хорошей жизни». «Рост стал следствием структурной трансформации. Прошла ли она без побочных эффектов? Нет, одна инфляция чего стоит, с которой сейчас борются, засовывая экономику “в холодильник”», — указал Табах. Поэтому государство сейчас должно сфокусироваться на аккуратной экономической политике и «следить за побочками» достижения национальных целей, отмечает он.

Власти понимают необходимость структурных корректировок для нормализации экономической динамики: по поручению президента правительство ведет работу над планом структурных изменений, меры которого затронут широкий круг сфер: от занятости до внешней торговли.

Ставка на человеческий капитал

Базовое условие роста любой экономики — работа с человеческим капиталом, указывает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Сегодня Россия вошла в период, когда добиваться увеличения ВВП экстенсивно, то есть через наращивание численности занятых, не получится — сказываются неблагоприятные демографические факторы.

Это означает, что доступным решением остается повышение производительности труда, которая в последние годы демонстрировала разнонаправленную динамику, считает Сафонов. По итогам 2022 года (наиболее актуальные статистические данные на сегодняшний день) она снизилась на 2,9% после роста на 3,9% годом ранее. В то же время целевая модель экономического роста предполагает, что в следующие шесть лет производительность должна вырасти на 21%, то есть минимум по 2,5% в год, говорил, выступая в Госдуме, глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Поднимать производительность труда можно разными способами, и не все они приемлемы для России, обращает внимание Александр Сафонов. «У нас повышение производительности, как правило, рассматривается исключительно через повышение интенсивности труда. Однако этот ресурс уже исчерпан, и, если использовать его дальше, мы столкнемся с более быстрым выбытием рабочей силы с рынка вследствие физического истощения и выгорания, а также со снижением ее качества: чем меньше у человека свободного времени, тем меньше у него возможности совершенствовать навыки», — говорит Александр Сафонов. Эксперт предложил три направления действий, которые позволят повысить производительность труда наиболее эффективно:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении