Как мир регулирует средства индивидуальной мобильности

ЭкспертАвто

Самокатам закручивают гайки

Как мир регулирует средства индивидуальной мобильности

Текст: Илья Арзуманов

Мировой опыт показывает: единого подхода к регулированию использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) не существует. Где-то их встраивают в городскую среду, а где-то попросту запрещают. В России, похоже, намерены дать им шанс. Если, конечно, эту тенденцию не перебьет «инициатива на местах», а точнее, попытки региональных властей на своем уровне просто запретить передвигаться на СИМ.

Тихая угроза

СИМ, электровелосипеды и аппараты, которые сходят за них в отсутствие должного регулирования, в России стали неотъемлемой частью городской жизни. Так, по данным Минтранса, в 2020–2023 годах в стране продано в розницу 640 тыс. СИМ, а число таких устройств, находящихся в прокате, к концу 2023‑го достигло 332 тыс. (+75,3% за год). Кстати, так называемые электровелосипеды, массово эксплуатируемые курьерами‑доставщиками, к СИМ не относятся: их к этой категории причисляют те, кто не вчитался в российские ПДД. В большинстве случаев такие агрегаты на поверку оказываются электромопедами, которым по тротуарам ездить не положено. Согласно статистике «Платформы ОФД», в 2024 году число поездок на арендованных электросамокатах (самый популярный вид СИМ) в России выросло примерно на 22% по отношению к прошлому году. По подсчетам «Трушеринга», выручка российских операторов кикшеринга (проката электросамокатов) за 2024 год составила 31,2 млрд руб., а к 2027‑му ожидается ее рост до 53,6 млрд руб. В одной только Москве за шесть месяцев 2025 года, с начала сезона проката в середине марта по середину сентября, пользователи кикшеринга совершили 57 млн поездок (+2 млн год к году).

В феврале 2025 года в Мосгордуме сообщали, что в Москве ежедневно работают более 25 тыс. доставщиков продуктов и товаров на дом, которые ежедневно совершают 650 тыс. поездок на электровелосипедах. Услугами таких курьеров на тот момент пользовались более 76% москвичей. В ассоциации транспортнологистических и почтово‑курьерских компаний МАКС считают, что в столице насчитывается 35–40 тыс. электровелодоставщиков, в СанктПетербурге — 14 тыс.

Жертвой роста микромобильности становится дорожная безопасность: по итогам 2024 года в России зарегистрировано 4426 ДТП с участием СИМ, что на 42,8% больше, чем годом ранее. Об этом в апреле 2025‑го сообщили в Научном центре безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России. По его данным, погибли в таких происшествиях 54 человека (+25% год к году), пострадал 4591 человек (+44,5%).

В НЦ БДД также представили статистику ДТП с электровелосипедами, которые, согласно российским ПДД, к СИМ не относятся, а приравниваются к моторизованным велосипедам (это следует из пункта ПДД РФ 1.2, где приведены определения терминов «велосипед» и «СИМ»). Инцидентов с таким транспортом в 2024 году было зарегистрировано 1254, в них погибли 34 человека, 1257 были ранены.

«Основная проблема — это курьеры служб доставки. Они ведут себя безобразно. Из 1254 ДТП с участием электровелосипедов в половине случаев участвовали доставщики», — заявлял начальник НЦ БДД МВД России Дмитрий Митрошин на прессконференции в апреле 2025 года.

Мировая практика

Родина кикшеринга — США: первые стартапы Bird и Lime появились в 2017 году в Сан‑Франциско, а уже на следующий год стали «единорогами». Тогда же у них стали появляться последователи, а по стране прокатилась волна резонансных ДТП с СИМ. Она сопровождалась крупными выплатами кикшеринговых операторов и приостановкой их деятельности в ряде городов до разработки законодательных норм.

Уже к началу 2021‑го ограничения на использование электросамокатов действовали в каждом штате. Отличались они скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде), возрастным цензом (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде), а также правилами использования на дорогах и тротуарах (в Вашингтоне самокатчикам нельзя на тротуар, в Пенсильвании — на проезжую часть). В ряде штатов (Алабама, Калифорния и Аляска) для езды на электросамокате требуются водительские права.

В Европе аналогичное регулирование стало появляться в 2019 году: во Франции запретили электросамокаты на тротуарах и ограничили их скорость 25 км/ч (со штрафом за превышение в €1,5 тыс.), а в Германии — 20 км/ч. В Чехии с 2019 года электросамокаты официально разрешили использовать на тротуарах и велодорожках (с ограничением скорости в 25 км/ч), однако к 2021‑му запрет на езду по тротуарам все же ввели. В Испании, Эстонии и Латвии регулировать движение электросамокатов стали с 2021 года: скорость ограничили 25 км/ч, запретили пользоваться на ходу телефоном и обязали оснащать транспортное средство фонарями.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении