Поезд покидает атмосферу
Почему в мире не построен ни один Hyperloop

Hyperloop — высокоскоростная магистраль нового типа — одна из немногих идей предпринимателя Илона Маска, фактически оказавшаяся провальной. В теории концепция безупречна: поезд разгоняется в вакууме, а без сопротивления воздуха резко снижается расход энергии. Но воплотить проект на практике пока не удалось никому, хотя за него брались несколько компаний.
Комбинация идей
В августе 2013 года на сайте Tesla Motors был опубликован документ от имени главы этой компании и основателя Space X Илона Маска. Он рассуждал о том, каким мог бы быть Hyperloop — новый вид транспорта, который мог бы благодаря скорости более 1 тыс. км/ч преодолеть расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (561 км) за 35 минут. Капсулы с пассажирами должны двигаться по трубе, из которой откачан воздух. За счет отсутствия аэродинамического сопротивления скорость капсул может превышать скорость самолета. Идея скоростного транспорта в вакууме совсем не новая. Илон Маск упомянул американского ученого Роберта Годдарда, создателя жидкостного реактивного двигателя, который еще в 1904 году в студенческой работе о перспективах транспорта описал поезд на электромагнитном подвесе, движущийся в вакууме. В 1912 году французский инженер Эмиль Башле получил в США патент на магнитный подвес. В 1913 году модель вакуумного поезда на магнитном подвесе испытывал Борис Вейнберг — российский ученый с очень обширным кругом интересов: от гляциологии до воздухоплавания. Модель была продемонстрирована в Санкт-Петербурге, но проект не получил развития.
Высокоскоростной наземный транспорт пытался создать профессор Хисанодзё Одзава в японском Университете Мэйдзё. С 1959 года он строил и испытывал модель поезда Sonic Glider. В 1969 году модель достигла скорости 2537 км/ч, вдвое быстрее звука. Но дальнейшего развития проект не получил и был закрыт через три года из-за отсутствия финансирования.
По расчетам Маска, стоимость организации линии «гиперлупа» Лос-Анджелес–Сан-Франциско должна была окупиться в течение 20 лет, а себестоимость перевозки одного пассажира не превысила бы $20, что ниже себестоимости авиаперевозки.
Ошибка или провокация
В августе 2022 года в еженедельнике Time была опубликована статья, в которой канадский эксперт по технологиям Пэрис Маркс написал, что идея Hyperloop конкурировала с проектом строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в Калифорнии. Эти поезда сократили бы число желающих ездить между городами на электромобилях — не случайно в расчетах Маска поездка на Tesla S была указана наименее энергозатратной по сравнению с другими видами транспорта.
