Пассажир на высоте
Кто выиграл от введения санкций против российских авиакомпаний

Запреты и ограничения на авиаперелеты регулярно вводятся и отменяются на фоне обострения военных конфликтов по всему миру. Но для российского авиарынка санкции 2022 года стали долговременным фактором, определяющим работу отрасли. География перелетов российских авиакомпаний резко ограничилась — пришлось переориентироваться на азиатские и ближневосточные направления. «Эксперт» разбирался, кто выиграл и кто проиграл от взаимных запретов на полеты.
Денег больше, пассажиров меньше
В 2024 году российские авиакомпании получили рекордную совокупную выручку: по подсчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), показатель достиг отметки в 1,8 трлн руб. Растет и операционная маржинальность российских авиакомпаний. В прошлом году она находилась на самом высоком уровне начиная с 2011 года, а рентабельность приблизилась к 20%, тогда как обычно она находилась в коридоре 5–10%. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (в нее входят 22 авиакомпании), операционная прибыль российских авиаперевозчиков выросла в 2024 году в 5,3 раза и достигла 71,1 млрд руб. Но пассажиропоток пока не вернулся к уровню рекордного доковидного 2019 года, когда было перевезено 128,1 млн человек. В 2023 году пассажиропоток вырос до 105 млн человек, в 2024‑м — до 111,7 млн. На этот год Минтранс спрогнозировал снижение воздушного трафика — до 109,7 млн человек. Хотя летом глава Рос‑ авиации в интервью «Эксперту» не исключал, что может быть достигнут показатель 2024 года.
По итогам восьми месяцев пассажиропоток снизился на 2,2%, до 73,7 млн человек. Даже на международных рейсах поток оказался в символическом «плюсе» (+0,9%, 17,9 млн пассажиров; ранее он рос на низкой базе 2022–2024 годов). В сентябре пассажиропоток крупнейшей авиакомпании страны «Аэрофлота» снизился на 5,7% по сравнению с сентябрем прошлого года (показатели по всей отрасли еще не публиковались). На перевозчиков давят несколько факторов: дефицит дополнительных провозных емкостей, сложность геополитической обстановки, периодические ограничения работы аэропортов, а также закрытие ряда аэропортов юго‑запада России.
Есть одна у летчиков мечта
Российские авиакомпании потеряли прежнюю долю рынка международных перевозок из‑за введенных против отрасли санкций и дефицита самолетов. Бо́льшая часть парка российских перевозчиков до 2022 года была зарегистрирована в Ирландии или на Бермудских Островах, так как именно в этих юрисдикциях самолеты сдавались в лизинг. После введения ограничений иностранные лизингодатели потребовали вернуть им суда. Находящиеся в этот момент за границей машины были изъяты. «У нас всего самолетов в стране было 1367. Мы потеряли 78 машин, они были арестованы у нас при полетах», — объяснял транспортный вице‑премьер Виталий Савельев. Остальные суда указом президента России были оставлены в стране в эксплуатации у перевозчиков. Но потребовались их срочная перерегистрация в российском госреестре и вывод из иностранных реестров (по правилам Международной организации гражданской авиации суда не могут находиться в двух реестрах одновременно). Из‑за дефицита «очищенного» от двойной регистрации авиапарка российские авиакомпании не могут позволить себе работу на ряде зарубежных направлений. По итогам восьми месяцев 2025 года иностранные авиакомпании перевезли в Россию 15,3 млн пассажиров — на 24% больше, чем за аналогичный период 2024 года, следует из аналитики «Аэрофлота». Российские же авиакомпании нарастили международный трафик в этом году менее чем на 1% (с 17,8 млн обслуженных пассажиров на местных воздушных линиях за восемь месяцев 2024 года до 17,9 млн — в 2025‑м). Общая емкость российского рынка международных перевозок выросла на 10%, до 33,2 млн пассажиров.
