Не касаясь рельсов
Почему перспективная технология маглев не прижилась во всем мире

В сентябре правительство РФ провело стратегическую сессию «Развитие скоростного транспортного сообщения (железные и автомобильные дороги)». В презентации к ней впервые был упомянут маглев как технология отдаленной перспективы. «Эксперт» изучил историю этого вида транспорта и выяснил, что советские ученые буквально стояли у его истоков, но экономика проекта не позволила воплотить в жизнь их разработки.
Советское наследие
Маглев (magnetic levitation) — технология не новая. Поезд парит на электромагнитной подушке, а смещение магнитного поля толкает его вперед. В 1986 году в Ереване началось строительство первой железной дороги на магнитной подушке: 16‑километровая трасса должна была соединить столицу Армянской ССР с городом‑ спутником Абовяном. Для него был построен и успешно прошел испытания футуристического вида поезд ТП‑05 (аббревиатура означала «транспорт прогрессивный»). Но спитакское землетрясение 1988 года вынудило отложить стройку — в приоритете было восстановление разрушенной инфраструктуры, а после развала СССР и начала Карабахского конфликта руководству уже независимой Армении стало не до маглева.
Проекты маглевов периодически возникали и в новейшей истории России.
В 2013 году администрация Санкт‑ Петербурга дала согласие на разработку технико‑экономического обоснования маглева от «Дворца конгрессов» в поселке Стрельна до станции метро «Обухово» с ответвлением на многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина». Проектом должно было заниматься ОАО «Национальные скоростные дороги» (НСД), но дальнейшего развития проект не получил.
Президентом НСД был Анатолий Зай‑ цев — министр путей сообщения России в 1996–1997 годах, а затем профессор Петербургского государственного университета путей сообщения им. императора Александра I, основатель Научно‑образовательного центра (НОЦ) инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок и едва ли не последний популяризатор маглева в нашей стране. После ухода профессора из жизни в 2022 году НОЦу было присвоено его имя. Анатолий Зайцев считал, что маглев может представлять интерес и как средство для перевозки грузов. По его оценке, маглев мог бы сократить до семи дней время доставки контейнеров от восточной границы Российской Федерации до западной (отметим, что такой показатель оказался достижимым и на классических поездах, но лишь для составов с особым графиком движения). Увы, проект маглева из Стрельны потонул в бюрократических препонах.
В 2025 году планировалось запустить линию на магнитной подушке от санкт‑ петербургской станции метро «Девяткино» до торгового центра «Мега‑ Парнас» в Ленинградской области (расстояние по прямой — около 7 км). В 2022 году об этом сообщил генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники» (МИТ), которая разработала этот проект, академик РАН Юрий Соломонов. Однако к началу 2024 года работы начаты не были. Как объяснили в МИТе, так и не были определены источники финансирования. МИТ — структура госкорпорации «Роскосмос» (27 тыс. сотрудников) и в основном занимается военной техникой. Маглев можно считать технологией двойного назначения — по тому же принципу работают магнитные пушки, перспективная разработка бесшумного орудия, не использующего порох для разгона заряда.
