Как искусственный интеллект управляет городским транспортом

ЭкспертHi-Tech

Машина сдает на права

Как искусственный интеллект управляет городским транспортом

Текст: Дмитрий Людмирский

Стремительный прорыв искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы нашей жизни сулит человечеству промышленную и культурную революцию, сравнимую разве что с появлением электричества в конце XIX века. Заметные невооруженным глазом изменения окружающего мира ИИ приносит в сферу управления городским транспортом: от фантастически эффективной логистики до полностью автономных трамваев, метро, электричек и, наконец, автомобилей и автобусов. Россия стала одной из первых стран мира, которая начала систематически и последовательно внедрять ИИ в управление городским транспортом. Технологическое лидерство в этой области наша страна удерживает по сей день.

Алгоритмы потока

«Цифровизацию городского транспорта можно разделить на три больших этапа, — считает экономист- транспортник, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член общественного совета при Минтрансе России и председатель независимой общественной организации “Союз пассажиров” Кирилл Янков. — Первым делом цифровые технологии, в том числе использующие ИИ, приходят в транспортную логистику, управление дорожным движением, системы оптимизации пассажиропотоков и грузовых перевозок. Второй этап — внедрение беспилотных технологий в выделенных транспортных системах, прежде всего рельсовых. И, наконец, вершина технологий городского транспорта — полностью беспилотные легковые автомобили, автобусы и фуры, которые под управлением и контролем ИИ-систем поедут в общем потоке городского транспорта».

В такой последовательности мы эти три этапа и рассмотрим.

«Благодаря цифровым технологиям и ИИ транспорт и городская инфраструктура в целом становятся единым неразрывным контуром, — говорит Ярослав Авдиев, директор направления “Технологическое лидерство” АНО “Цифровая экономика”. — Каждый ее элемент осуществляет обмен данными между транспортными средствами и инфраструктурой (дорогами, светофорами, системами контроля). Это позволяет оптимизировать движение, повысить безопасность и качество услуг. В ближайшее время мы увидим рост использования генеративного ИИ для интеллектуального планирования и управления логистикой с учетом изменений условий перевозок. В более отдаленной перспективе платформы для квантово-классических решений позволят довести данный сценарий до совершенства, чтобы рассчитывать сложные маршруты в динамичной городской среде».

Уже сейчас в Москве установлено более 1,5 тыс. умных камер, которые видят и различают разные типы инцидентов на дорогах. ИИ анализирует видео, выявляет нарушения, распознает аварийные ситуации, реагирует на дорожные происшествия.

В Нижнем Новгороде на трех сотнях остановок общественного транспорта установлены камеры с алгоритмами компьютерного зрения. На основе получаемых от них данных ИИ анализирует количество людей, ожидающих транспорт на конкретной остановке. Если на каком-то маршруте или остановке пассажиров слишком много, система автоматически уведомляет диспетчерский центр. Анализируя эту информацию, диспетчеры перераспределяют подвижной состав и регулируют частоту рейсов на перегруженных маршрутах. В результате значительно сократилось время ожидания пассажиров на остановках в часы пик и повысилась общая эффективность работы городского транспорта.

В Санкт-Петербурге серийные трамваи оборудовали системами ИИ-помощи водителю, которые позволяют прогнозировать аварийные ситуации. Они же используются для прогнозирования дорожной обстановки и транспортного моделирования. Это позволило снизить число ДТП с участием общественного транспорта и существенно повысить эффективность транспортного планирования.

В нескольких районах Новой Москвы и на территории инновационного центра «Сколково» уже четыре года работает сервис «По пути». Он похож на такси, но позволяет снизить стоимость соответствующих услуг практически до уровня общественного транспорта. Автомобили и автобусы сервиса курсируют не по расписанию, а так, чтобы перевозить максимальное число пассажиров за минимальное время. Цифровые технологии и ИИ позволяют распределять транспортные средства по маршрутам таким образом, чтобы за тремя-четырьмя попутчиками приезжал маленький легковой автомобиль. Автобус же получается заполнять всякий раз почти под завязку и не возить «воздух», как это часто случается на городских маршрутах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении