ИИ учит и учится
Как технологии искусственного интеллекта внедряются в вузах

ChatGPT ежедневно обрабатывает 2,5 млрд промптов со всего мира, и очевидно, что среди этих обращений значительную долю составляют запросы от студентов и школьников, которые решают учебные задачи. Это хорошо или плохо? Может быть, не стоит беспокоиться и поддаваться синдрому Сары Коннор? Реальность такова, что безумно популярные ИИ-технологии используются сейчас повсеместно. Как исследователь ИИ и преподаватель ИТМО я практически ежедневно наблюдаю за ростом влияния этих новых технологий на студентов и образовательный процесс. В этой колонке я поделюсь с вами своими наблюдениями на эту тему.
История использования ИИ пока совсем непродолжительна, но уже есть исследования о его влиянии на людей. Ученые из Института Макса Планка проанализировали больше 700 тыс. часов записей лекций и подкастов (живой человеческой речи) и установили, что люди стали чаще, чем в «доИИшную эру», использовать речевые обороты, свойственные ChatGPT. То есть они зафиксировали возникновение обратной связи: наученный на наших текстах ИИ формирует информационную среду, влияющую в итоге на нашу речь.
ИИ всего за несколько лет заметно повлиял на пространство языка, а значит, и на способ мышления.
Есть еще одно нашумевшее исследование Массачусетского технологического института (MIT) с грозным названием «Ваш мозг под воздействием ChatGPT: накопление когнитивного долга при использовании AI-ассистента для написания эссе». В нем от участников эксперимента требовалось написать эссе с использованием чат-бота и без него. Работы, созданные с использованием чат-бота, были скучны и однообразны. Но главное, что через какое-то время сами авторы не могли воспроизвести основные идеи своих текстов, а электроэнцефалография показывала низкий уровень нейронной активности зон мозга, ответственных за внимание.