Движение от минуса к плюсу
Как развивается сеть электрозаправок в России

Электродвижение в России за последние 15 лет прошло путь от увлечения энтузиастов до важной части стратегических планов правительства. Электрокары на дорогах не вызывают удивления, хотя их доля в общем объеме парка транспортных средств в России все еще очень мала. Зарядки перестали быть бесплатными, и стоимость езды на электричестве приближается к аналогичному показателю для бензиновых авто. Вопрос, что первично — инфраструктура или электромобиль, продолжает влиять на развитие рынка. О том, какой путь он прошел за минувшие годы, — в материале «Эксперта».
Первый заряд бесплатно
Первые эксперименты по установке публичных электрозарядных станций (ЭЗС) в России относят к 2012 году. Тогда Московской объединенной электросетевой компанией (МОЭСК) было установлено 19 станций с перспективой увеличения этого количества до 28 по мере роста парка электромобилей в столице. На тот момент в Москве, по разным оценкам, было всего около 100 электрокаров.
В 2020 году столичные власти начали реализацию проекта «Энергия Москвы», который предусматривает развитие зарядных станций для электромобилей в городе. Зарядки размещаются вблизи наиболее посещаемых объектов городской инфраструктуры. По состоянию на июль 2025 года в рамках проекта установлено 350 ЭЗС, что составляет порядка 10% от общего количества зарядок в городе.
Из них около 200 станций являются быстрыми, то есть имеют мощность не менее 50–60 кВт и позволяют зарядить типовой электрокар примерно за 40 минут. С 23 июля 2025 года зарядка на этих ЭЗС стала платной. На станциях постоянного тока (так называемых быстрых) стоимость составляет 20 руб. за 1 кВт·ч. Зарядка на ЭЗС переменного тока (22–44 кВт, медленные) обойдется в 15 руб. за 1 кВт·ч, но заряжать машину придется не менее двух-трех часов.
Легковые электромобили при спокойной езде на 100 км расходуют примерно 15 кВт, внедорожники — 25 кВт. Для бензиновых авто в тех же условиях расход топлива на 100 км может составлять от 5–6 л у компактных автомобилей и около 10–12 л у внедорожников. Исходя из тарифов сети ЭЗС «Энергия Москвы», которые сам дептранс называет «среднерыночными», пробег на 100 км для легкового электромобиля может обойтись в 300 руб., внедорожника — 500 руб., что в целом немногим меньше стоимости езды на машине с бензиновым двигателем по Москве.
Детали: киловаттный разброс
Тарифы на зарядку электрокаров могут отличаться в зависимости от региона страны и оператора.
Например, в базе данных сервиса 2Chargers (интерактивная карта зарядок) сейчас числится 88 операторов. На примере сети ЭЗС «РусГидро» видно, что стоимость зарядки (60 кВт, разъем ССS Combo 2 — стандартный европейский) в Москве составляет 19,9 руб. за 1 кВт·ч, в Уфе — 15,9 руб., во Владивостоке — 21,9 руб.
Особенности регулирования
До 2021 года стратегического документа по развитию электротранспорта в России не было. Целевые показатели по этому виду техники были обозначены в стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года, утвержденной в 2018‑м. Она предусматривает, что к 2020 году доля новых электромобилей в структуре продаж должна достичь 1–1,5%, а к 2025‑му — 4–5% (85–100 тыс. машин в год). Для сравнения: в 2020 году в России было продано 687 новых электромобилей (не гибридов), что почти вдвое превышает показатель 2019‑го, следует из данных «Автостата».
