Как в России развиваются художественные промыслы

ЭкспертБизнес

Бренд народного происхождения

Как в России развиваются художественные промыслы

Текст: Елена Смирнова

У новых отраслей нередко наблюдаются болезни роста: скромный интерес инвесторов, узкий круг каналов сбыта, необходимость в привлечении капитала. Но в России имеется и сегмент рынка с вековой историей, испытывающий схожую боль. Речь про предприятия народно-художественного промысла (НХП).

С одной стороны, это классические мануфактуры с экономическими процессами, которые присущи малому бизнесу. С другой, все они несут в себе культурный код и транслируют традиционные ценности на стыке с искусством. Маржа низкая, изделия штучные, поэтому массовых продаж ждать не приходится. Но в самом имени, наработанном за десятилетия, заложена добавленная стоимость. Осталось лишь выстроить бизнес-модель, чтобы изделия НХП приносили пусть небольшую, но устойчивую прибыль.

Между промыслами и ремеслами

Оценки разных ведомств относительно рынка НХП изрядно разнятся. По данным Минэкономразвития, в стране около 1,3 тыс. малых и средних предприятий НХП, где трудятся порядка 5 тыс. человек. К этой цифре в ведомстве предлагают добавить более 35 тыс. индивидуальных предпринимателей и самозанятых, также торгующих изделиями ручной работы. В июле 2024 года замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова сообщила, что суммарный годовой доход предприятий НХП в 2023 году составил более 24 млрд руб. А в августе в кулуарах Форума креативных технологий глава Минпромторга РФ Антон Алиханов заявил, что объем производства в отрасли в первом полугодии увеличился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составил около 4,5 млрд руб. По его словам, в 2023 году отрасль показала рост около 25%, достигнув оборота почти в 10 млрд руб. Пляска цифр необыкновенная.

По мнению профессионального сообщества, причина кроется в разной трактовке терминов. Согласно закону № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», НХП — это особая форма материального производства, осуществляемая в местах его традиционного бытования при строгом соблюдении правил и условий изготовления.

«К сожалению, даже специалисты министерств и ведомств не видят разницы между НХП и авторскими изделиями, — отмечает президент Ассоциации “Народные художественные промыслы России” Геннадий Дрожжин. — Само по себе изготовление каких-то изделий ручной работы отнюдь не означает принадлежности к народным художественным промыслам. Статус НХП имеют только те предприятия, в общем объеме выпуска которых не менее 50% продукции имеет соответствующие региональные и федеральные экспертные заключения. Во всех остальных случаях это ручное творчество, не более».

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД‑2 включает группировку «Производство изделий народных художественных промыслов» с кодом 32.99.8.

Во многих субъектах в последние годы имеет место регистрация под этим кодом организаций, изделия которых не отнесены экспертно-художественным советом к НХП либо доля отгруженной продукции НХП незначительна.

«Вследствие регистрации под кодом 32.99.8 организаций и ИП, не занимающихся на самом деле народными промыслами, завышаются объемы производства изделий НХП, — негодует Геннадий Дрожжин. — Это создает иллюзию экономического и культурного благополучия в сфере НХП, не соответствующую реальному тяжелейшему положению многих промыслов».

Сила места

Очевидно, российские НХП нельзя приравнивать исключительно к коммерческим структурам. Доля народных промыслов в общем объеме промышленного производства исчезающе мала, но они являются источником «мягкой силы», визитной карточкой страны, а в последние годы — ресурсом для развития внутреннего туризма.

Сегодня на региональном уровне закреплено около 1,9 тыс. мест традиционного бытования художественных промыслов. Привязка к географии поощряет заниматься инфраструктурой: ремонтировать подъездные дороги, оформлять парковки, ставить мини-отель и кафе, открыть музейную комнату. Многие идут по этому пути при поддержке муниципальных властей или самостоятельно. «В прошлом году мы приняли порядка 15 тыс. гостей, в этом году будет еще больше, — рассуждает креативный директор АО “Гжельский фарфоровый завод” Анастасия Праведнова. — Мы проводим экскурсии по производству, все можно потрогать руками и увидеть процесс росписи своими глазами. Большинство остаются и на мастер-классе, где по заводской технологии расписывают кобальтом свою собственную гжель. Попробовав, люди понимают, насколько сложно то, что делается на заводе. Это снимает вопрос о том, почему некоторые виды изделий и росписи могут быть очень дорогими, и сказывается на продажах».

Для мелких предприятий НХП, не имеющих выхода на экспорт или не интересующих оптовиков, туризм может стать основной статьей дохода, убежден гендиректор ООО «Торговый дом “Семеновская роспись”» (бренд «Семеновская Матрешка»), председатель правления Союза предприятий НХП Нижегородской области Олег Коротков.

Туристы-покупатели

Одна из особенностей НХП — тесная связь с геобрендом, отмечает директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-Заде. По ее оценке, сейчас малые города многое делают для того, чтобы нарастить турпоток, стать модными точками на карте, и НХП могут встраиваться в это позиционирование.

«У нас есть проект сети креативных пространств, куда НХП могут заходить, создавая вокруг себя арт-кластеры, — говорит Екатерина Черкес-Заде. — В эту сеть уже вошли, например, Палех, Сысерть, Федоскино. В такие пространства будут приезжать студенты творческих специальностей, художники и дизайнеры для повышения квалификации, посетители выставок и фестивалей».

В глубинке продукция НХП реализуется главным образом через музеи, а туристический поток растет в основном за счет сарафанного радио, дающего шанс заманить «случайного» туриста.

«Любое ремесло сегодня можно оформить в музейную экспозицию, — убежден Олег Коротков. — А практически в любом музее экспозиция заканчивается посещением сувенирной лавки. Там могут быть и высокохудожественные изделия, и полиграфия, мелкие сувениры — вещицы на любой вкус и кошелек. По дороге из Нижнего на Урал, в Пермь, Киров лет десять назад водитель не стал бы сворачивать с объездной на Семенов. Но теперь, будучи наслышаны, что в городе есть такие промыслы, как хохлома и матрешка, люди специально дают крюк, чтобы зайти в музеи, заодно пообедать, отдохнуть. Хотя бы магнитик, но купят. В этом году мы выходим где-то на уровень 7–8 тыс. неорганизованных туристов».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приближали как могли Приближали как могли

Как бизнес хранит свою историю и прививает сотрудникам общечеловеческие ценности

Эксперт
Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты! Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты!

Мир ароматов в Древней Греции был куда богаче, чем может показаться

ТехИнсайдер
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Пасха пришла! Пасха пришла!

Как правильно украсить дом и стол к главному христианскому празднику

Лиза
Светлый праздник Светлый праздник

Празднуем Пасху в путешествии: едем услышать самые красивые колокольные звоны

Лиза
Взлетная полоса Взлетная полоса

Брутальный и динамичный интерьер для молодого человека

SALON-Interior
Как утолить эмоциональный голод, если у вас нет партнера: 5 сфер, на которые стоит обратить внимание женщине Как утолить эмоциональный голод, если у вас нет партнера: 5 сфер, на которые стоит обратить внимание женщине

Одиночество — это не пустота, а пространство для наполнения своей жизни смыслами

Psychologies
Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты! Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты!

Как ИИ выражает свои «принципы» в диалогах с людьми

ТехИнсайдер
Суперсила любви Суперсила любви

Как чувство любви формирует нашу жизнь и влияет на развитие цивилизации?

Psychologies
Каждая десятая Каждая десятая

Об эндометриозе, его симптомах и способах справиться с болезнью

VOICE
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Энтомофагия Энтомофагия

Насколько употребление в пищу насекомых безопасно для жителей России?

Здоровье
Остановить внутреннего паникера Остановить внутреннего паникера

Как утихомирить внутреннего тревожного паникера: советы от психотерапевтов

Psychologies
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Исследование показало, что экспрессия приводит к лучшей поддержке от партнера Исследование показало, что экспрессия приводит к лучшей поддержке от партнера

Как способ выражения эмоций влияет на поддержку от романтических партнеров

Inc.
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Территория детства Территория детства

7 особенностей дизайна, которые точно понравятся твоему ребенку

Лиза
Щедры на дивиденды Щедры на дивиденды

Какие компании в этом году поделятся прибылью с акционерами

Деньги
Автопалатка — это полная свобода Автопалатка — это полная свобода

Everest Touring выводит на рынок автопалатки с авиатехнологиями

Монокль
Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила» Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила»

Главный редактор рассказала о юбилейных проектах и работе редакции «Лизы»

Лиза
«При загрузке видео на платформу происходит некая магия» «При загрузке видео на платформу происходит некая магия»

Сергей Косинский об искусственном интеллекте и будущем медиа

Деньги
Победители и побеждённые Победители и побеждённые

Противоречивый мир Англии: норманны властвовали землей, а саксы её возделывали

Дилетант
Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу

Как искусственный интеллект облегчил жизнь и какие вызовы он поставил

ФедералПресс
Терапия будущего Терапия будущего

Марк Бартон — про ИИ-психолога и инновации в сфере психологической помощи

Psychologies
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Если бабушка балует ребенка Если бабушка балует ребенка

Как тактично склонить старшее поколение на свою линию воспитания

Лиза
Инвесторы ловят дно Инвесторы ловят дно

Инвесторы ищут возможность заработать на падающем рынке

Ведомости
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Открыть в приложении