Эксперименты над людьми и издевательства над животными: документальные фильмы против новой реальности
Когда они там все уронили, а вставать незачем и некуда, важнейшим из искусств для нас становится документальное кино. Кому интересны фантастические сериалы, если реальность превосходит самые трусливые ожидания? Зачем смотреть исторические саги, если документальные кадры, снятые пару месяцев назад, выглядят глубокой древностью, а хроника конца прошлого века с политически некорректными и социально недистанцированными варварами в странных одеждах вообще напоминает фэнтези? Какие могут быть детективы, если вокруг и без того сплошные загадки и все что-то скрывают? Лучшие документальные сериалы — в обзоре кинокритика проекта «Сноб» Саши Щипина
Главная причина популярности документальных фильмов в последнее время (не путать с последними временами) — это тоска по чему-то настоящему. Огромный мир, не вмещающийся в окошки Zoom, и живые люди, такие разные, с такими разными проблемами, — мы скучаем по реальности. А если речь к тому же идет о прошлом, пусть даже не слишком отдаленном, — когда деревья были большими и не огороженными полосатыми ленточками — смотреть на эту диковинную жизнь можно не отрываясь. Спорт, музыка, наука, природа — нам теперь интересно все. Практически на всех стриминговых сервисах в числе лидеров по просмотрам обязательно есть документальные проекты. И если популярность части из них объясняется, скорее, общей ситуацией, то некоторые фильмы нельзя пропустить ни в коем случае — безо всяких скидок на странные времена.
Последний танец / The Last Dance
Последние пару месяцев единственным видом спорта в мире оставался белорусский футбол, поэтому сериал про баскетболистов был просто обречен на успех. И неважно, что речь в нем идет об игроках 90-х: ностальгия делает «Последний танец» только лучше. К тому же это как раз тот редкий случай, когда американские спортсмены прошлых лет известны в России не хуже, чем в Соединенных Штатах. Чарльз Баркли, Деннис Родман, Карл Мэлоун, Скотти Пиппен, Патрик Юинг, Магси Богз — в 90-е даже тот, кто никогда не интересовался баскетболом, каждую неделю смотрел на РТР передачу «Лучшие игры НБА» и знал эти имена наизусть. Все они были богами, но на самой вершине этого Олимпа всегда был только один человек — Майкл Джордан.
Формально «Последний танец» посвящен сезону 1997–98 годов, после которого Майкл Джордан, в очередной раз став чемпионом в составе «Чикаго Буллз», покинул команду, — отсюда, собственно, и название. Однако эта победа должна стать кульминацией сериала, его финальным аккордом: в первых эпизодах речь идет о событиях, предшествовавших чемпионскому сезону, и о карьерах самых ярких звезд «быков». Король эпатажа Родман, великий Скотти Пиппен, который, словно Герман Титов от баскетбола, всегда был вторым после Джордана, хитрый тренер Фил Джексон, умудрившийся сделать из десятка альфа-самцов единую команду, — каждому из них посвящен отдельный эпизод, для пущей эпичности обозначенный, как в «Звездных войнах», римскими цифрами. Однако каждый раз в центре истории все равно оказывается Джордан. Это не просто его желание доминировать всегда и везде — это его сущность.