Эгоистка и грубиянка. Как общественные ожидания развивают у девочек тревожность
Вероятность наступления депрессии у девочек в подростковом возрасте в три раза выше, чем у мальчиков. Психолог Лиза Дамур в своей книге «Под давлением. Эпидемия стресса и тревоги у девочек» рассказывает, как этого избежать.
Как сделать счастливым своего ребенка? Почему девочки все чаще испытывают тревогу и как им помочь? Как социальные сети влияют на собственное восприятие подростка? На эти и другие вопросы отвечает Лиза Дамур в книге «Под давлением. Эпидемия стресса и тревоги у девочек», перевод которой выходит в издательстве «Питер». Forbes Woman публикует фрагмент о том, почему женщины так часто боятся не оправдать чьи-то ожидания.
Наше общество предъявляет к девочкам несправедливые требования: мы хотим, чтобы они были послушными, обходительными и привлекательными. Такие ожидания подвергают девочек большому стрессу.
Чтобы избавиться от нерациональных стандартов, нужно в первую очередь признать их существование. Затем следует понять, как мы сами, даже не задумываясь об этом, создаем эмоциональные ловушки в собственном доме. Мы должны научить своих дочерей критически оценивать опасные социальные нормы, даже если они все равно будут следовать им время от времени. Наконец, мы должны вместе найти практические решения, которые позволят девочкам жить в современном обществе, сохраняя свое настоящее «я». Давайте узнаем, как научить наших дочерей беречь свое время и отстаивать личные интересы.
Покорные по умолчанию
Девятиклассница Никки пришла ко мне на сеанс в начале октября. Девушка занималась гимнастикой с четырех лет, и у нее была идеальная осанка. Мы встретились по настоянию ее матери, и хотя Никки согласилась прийти, я хорошо понимала, что она нервничает в моем присутствии. После традиционного обмена любезностями я перешла к делу.
— Когда мы с твоей мамой общались по телефону, она сказала, что ты так волнуешься, что не можешь заснуть, — сказала я.
Никки кивнула, и ее волосы, собранные в высокий хвост, кокетливо вздрогнули, что никак не соответствовало опустошенному выражению ее лица. Она тихо сказала:
— Да, обычно я ложусь спать в десять вечера, и хотя я очень устаю к этому времени, засыпаю только в два-три часа ночи.
Ее голос был одновременно вежливым, напряженным и усталым. Я очень хорошо знаю такой тон, потому что так говорят многие мои пациентки.
— Что происходит в это время? — поинтересовалась я. — Что ты делаешь, когда не можешь заснуть?
Никки сбивчиво заговорила:
— Обычно у меня в голове много мыслей. Я обдумываю прошедший день и предстоящие уроки, вспоминаю разговоры с друзьями. — Она немного успокоилась и продолжила: — Я беспокоюсь, что написала что-нибудь глупое в социальных сетях или обидела кого-то своими словами. Я так накручиваю себя, что не могу заснуть.
— Ты говорила об этом с родителями? — спросила я. — Они знают, что ты нервничаешь по ночам?