Джоконда для зумеров: мировые музеи жаждут молодой крови
Как заинтересовать искусством самых молодых? В ход идут новые технологии, новые развлечения. Компьютерные игры и квесты, музыкальные ролики и лекции онлайн, танцы и ужины в музейных залах — музеи приманивают тех, кто стремится обойти их стороной. Зачем культурным институциям понадобились «неотесанные подростки»?
VR набирает очки
Живущий в Берлине художник Дмитрий Врубель (прославился как создатель мурала на Берлинской стене с поцелуем Брежнева и Хонеккера) говорит, что карантина он и не заметил, так был увлечен своим проектом по уничтожению культурной изоляции. С февраля 2017 года Дмитрий Врубель с командой разрабатывает VR-музей мирового искусства. «Из-за невозможности доступа к культурным сокровищам миллиарды людей в мире живут в режиме культурного карантина, — говорит художник. — А мы предлагаем с помощью VR снять его навсегда».
До пандемии к идее перехода искусства в пространство VR относились в целом прохладно-настороженно. «Все вроде бы соглашались, что это дело будущего, и на этом интерес пропадал, — говорит Дмитрий Врубель. — А сейчас это самое будущее стало нашим настоящим». Каждый день в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Врубеля спрашивают, где купить VR-очки, чтобы полноценно прогуляться по его VR-музею. На странице Vrteka my home museum залы 54 художников, по 20 из них можно бродить, изучать работы с любого расстояния, тыкаться носом в кракелюры и почти незаметные детали живописи Босха и Брейгеля, трогать руками фактурные пастозные мазки Ван Гога, смотреть «Явление Христа народу», «Ночной дозор» и «Последний день Помпеи» в натуральную величину и переходить из зала в зал.
Врубель не требует смерти традиционных художественных музеев, как Малевич сто лет назад. Он сравнивает VR c винилом, в котором тоже когда-то видели потенциального убийцу концертов и фестивалей, но вышло так, что виниловые пластинки только усилили интерес к музыке и живому звуку.
Пока VR активнее всего используется в компьютерных играх, объем рынка которых превышает и музыкальную, и киноиндустрии. В 2017 году игровой рынок оценивался в $121 млрд. По прогнозам Newzoo, в 2020-му он составит $165,9 млрд. Картина выглядит так: чем больше девайсов у человечества, тем активнее оно играет в игры. Но гейм-индустрии тесно в своих рамках, она рвется к новым горизонтам. В Утрехтском университете открыта магистерская программа Game & Media Technology, где в сотрудничестве с научными и гуманитарными факультетами и Школой искусств готовится профессиональная экспансия геймеров в искусство.
В пространстве VR возможны такие решения, которые не под силу традиционным музеям. Например, Vrteka показывает «Джоконду» да Винчи одновременно с репликами Дюшана и Дали. А «Девушка с жемчужной сережкой» присутствует в зале VR-музея в исполнении и Вермеера, и Бэнкси (на стене дома в Бристоле). В варианте Бэнкси 2014 года девушка с открытым лицом. На весенней реплике 2020 года на бристольской девушке голубая медицинская маска.
Вермеер vs Netflix
«Никакой онлайн не сравнится с возможностью стоять лицом к лицу с работами Вермеера и Рембрандта, — говорит Фемке Хамеетман, глава образовательного отдела гаагского музея Маурицхёйс, обладателя «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. — Но на время карантина все отделы музея, маркетологи, специалисты по образованию и диджитал, кураторы объединились, чтобы нон-стоп работать в интернет-пространстве». На сайте музея появилась рубрика «Маурицхёйс дома». Раз в неделю публикуется новый ролик — короткая кураторская лекция об одной из работ из коллекции. Сидя за столом у себя дома, куратор за 3,5 минуты рассказывает о картине, композиции, персонажах и манере художника. Какая именно работа станет поводом для лекции, решают зрители, голосуя в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) музея. Для детей от четырех лет на сайте появились раскраски по мотивам натюрмортов Босхарта с цветочными вазами, «Девушки с жемчужной сережкой» и «Вида Делфта» Вермеера. Есть ролики с песнями, посвященными работам Вермеера.