Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства
Условия работы на международных рынках становятся все более жесткими и нестабильными. Малому и среднему бизнесу, особенно технологическому, сегодня сложно конкурировать с мировыми гигантами и поэтому именно сейчас необходим метанавык построения партнерства. Гор Нахапетян и Виктория Михайлова, авторы программы Школы управления Сколково «Тандемократия», рассказывают, в чем преимущества партнерских бизнес-отношений и почему количество партнерств на всех уровнях будет только расти.
Новый шанс для классической стратегии
В современном мире считается, что успех стартапа зависит прежде всего от наличия у него уникальной идеи. Вторая важная составляющая, на которую обращают внимание инвесторы — команда. Обычно в новых, но подающих надежду компаниях — два и более кофаундеров. Почему? Потому что в стартапах интеллектуальная составляющая лежит на сооснователях, от них требуется и креативность, и устойчивость. Не только в стартапах, но и в отраслях, где интеллектуальный вклад в целом высок, возникает необходимость в партнерстве, как в механизме, в котором лучшие люди и идеи максимально раскрываются постоянно.
Интенсивное сотрудничество между исследовательскими институтами всегда существовало в научной среде — обмениваясь идеями, ученые разрабатывали новые решения. В 2000-в годы этот тренд достиг своего максимального развития и в бизнесе, когда различные компании стали создавать совместные R&D-отделы — именно они отвечали за совершенствование и разработку инновационных продуктов. Эти отделы активно сотрудничали и с внешними партнерами. Также партнерства всегда были важной частью бизнеса в сфере консалтинга — например, в McKinsey более 2700 партнеров.
Все больше создается партнерств и на уровне больших компаний — они объединяются как с такими же гигантами, так и с небольшими командами. Возьмем, к примеру, концерн OpenAI — создателя нашумевшей нейросети ChatGPT. По сути это консорциум из десятков доноров, инвесторов и компаний, которые принимают участие в разработке и тестировании технологий. Из небольшого исследовательского центра на девять сотрудников с помощью партнерства проект вышел на глобальный уровень и теперь сотрудничает с Google Brain, DeepMind, Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и другими корпорациями. В России по принципу экосистемы работает «Яндекс» или «Сбер». В их галактику входят многочисленные внутренние подразделения и внешние партнеры.
С развитием технологий, тренд на объединение усилий и взаимную интеграцию бизнесов будет только усиливаться. 71% предпринимателей и топ-менеджеров считают, что создание бизнес-экосистем важно для достижения успеха на современном рынке. Ведь высокотехнологичные партнерства в среднем требуют в 1,5 раза меньше ресурсов для развития, генерируют в 1,5 раза больше суммарного годового дохода и в 2,1 раза больше дополнительной прибыли, чем работа этих же компаний по отдельности. Исследования показывают, что чем сильнее влияние технологий и интеллектуальной деятельности на работу предприятий, тем активнее бизнес стремится создавать экосистемы — по сути это эволюционный ответ на нестабильность рынка.