Дутые «единороги»: почему оценка компании в $1 млрд может скрывать под собой бомбу замедленного действия
Особенность венчурного инвестирования в том, что насос, качающий деньги в многообещающий стартап, может привести к его же уничтожению. Не стоит забывать: очень часто оценки стартапов поднимает наверх бомба замедленного действия.
Совсем недавно рынок поразили новости о WeWork, Uber и Softbank — миллиардным стартапам вдруг понадобились дополнительные вложения, а их огромные оценки оказались сказкой, не имеющей отношения к действительности. Как так получилось? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно разобраться с тем, как рождаются «единороги».
Мы часто слышим, что стартап стал «единорогом», получив оценку $2 млрд. Такие заявления режут слух финансистам. Вольное использование термина «оценка» размыло его значение. Изначально «оценка», или «капитализация», — это сумма, которую кто-то готов заплатить за весь актив. Когда речь идет о торгующихся на бирже акциях, мы можем с некоторым допущением говорить о капитализации всей компании. В мире частных компаний все совсем не так.
Когда частная компания продает 10% в своем капитале за $100 млн, инвестору важно, что он заплатил $100 млн за 10%, а не за весь бизнес. Да, с помощью простых арифметических действий можно получить стоимость всей компании в $1 млрд, но корпоративные финансы несколько сложнее простой арифметики. Полученный математически верный результат зачастую не имеет никакого отношения к реальной оценке компании.
Сколько же стоит компания, в которой инвестор купил 10% за $100 млн? После 30 лет в мире инвестиций я знаю правильный ответ. Правильный ответ: «не знаю». Почему? Короткий простой ответ: потому, что я не знаю как всех условий сделки, так и условий всех других сделок с акциями этой компании. Дело в том, что акции публичной компании, обращающиеся на открытом рынке, похожи друг на друга как клоны. В компании частной классов акций и специальных условий может