«Душа Сократа, слог Гомера»: 8 женщин-философов античного мира
Сбежать с бродячим философом, возглавить школу, известную на весь эллинистический мир, писать труды по алгебре и астрономии, участвовать в принятии политических решений — рассказываем о влиятельных мыслительницах Античности
Гипатия Александрийская (V век н.э.)
Гипатия Александрийская получила образование под руководством отца Теона Александрийского, одного из крупнейших ученых Александрии, руководившего собственной философской школой при знаменитом Мусейоне. С рождения он возлагал большие надежды на дочь, имя которой переводится как «высшая». Гипатия оправдывала надежды отца: преподавала в его школе философию Платона и Аристотеля, а также математику и астрономию. А после смерти отца возглавила его школу.
Среди наиболее значимых трудов Гипатии — комментарий к «Арифметике», в котором она изложила более 100 алгебраических задач, комментарий к работе о конических сечениях Аполлония Пергского, а также «Астрономический канон», который не сохранился до наших дней. Гипатия разделяла учение философа Плотина о том, что цель философии — в мистическом единении с божественным. Она была веротерпима и не акцентировала внимание на религиозных вопросах, что позволяло людям разных верований посещать ее школу.
Слава о ней привлекала учеников из других стран — Сирии, Палестины, Верхнего Египта. Выпускники школы становились епископами, чиновниками, крупными земельными собственниками. Один из самых известных учеников Гипатии — епископ Синезий Киренский, богослов и философ-неоплатоник. Благодаря хорошим отношениям с местным епископом Феофилом Гипатия приобрела влияние, была приближена к префекту Рима Оресту. Однако после смерти Феофила, при новом епископе Кирилле она столкнулась с обвинениями в колдовстве.
В 415 году во время Великого поста толпа религиозных фанатиков убила ее на месте бывшего языческого храма, перестроенного в христианскую церковь. Причастность Кирилла к ее смерти остается предметом споров, однако гибель Гипатии надолго сделала ее мученической фигурой и символом сопротивления мракобесию.
Гиппархия (IV век до н.э.)
Гиппархия происходила из знатной семьи и получила соответствующее своему происхождению образование. На занятия философией ее вдохновила любовь, поначалу запретная. Влюбившись в философа-киника Кратета Фиванского, она пригрозила родителям самоубийством, если они не позволят ей выйти замуж за бродячего философа и поэта (тот тоже был из богатой семьи, но раздал состояние и «бросился в философию»). Родители рассчитывали на более выгодную партию и поэтому долгое время отказывали, но Гиппархия не обращала внимание на предложения знатных и богатых женихов и настаивала на своем. Вокруг этого брака ходило много слухов и шуток, влюбленных обвиняли в распущенности и чрезмерной демонстрации чувств. Гиппархия стала ученицей Кратета и, как и он, философом-киником.