Дуб курчавенький и кокос. Как делают японский виски
Продажи японского виски растут больше 20 лет. Причем спрос на этот напиток настолько высок, что некоторые винокурни не справляются с производством и приостанавливают его. «Сноб» рассказывает, с чем связана популярность японских выдержанных дистиллятов, чем они отличаются от шотландских и зачем их пьют с горячей водой
Как появился японский виски и почему он дорожает
До середины XIX века Япония была закрытой страной. Попасть в нее могли только редкие торговцы, с которыми у страны были налажены отношения. Всех остальных иностранцев предупреждали о закрытых границах еще в море. Если к архипелагу подплывал незнакомый корабль, то японцы делали с суши превентивный залп из пушек в его сторону. Политика изоляции закончилась в 1854 году. Тогда к берегу Хонсю причалила эскадра из 10 американских военных кораблей во главе с командором Мэтью Перри. Противостоять ей местная армия не решилась. Поняв это, Перри сошел на берег и подарил главе местного правительства баррель виски, который выросшие на саке японцы раньше не пробовали. Оценив напиток, власти заключили с США договор о торговле, а уже через год в Японию хлынули товары с Запада, многие из которых японцы тщетно пытались (но только первое время) копировать.
Чтобы узнать секреты приготовления виски, потомственного сакевара Такецуру Масатаку отправили учиться в Шотландию. Вернувшись в 1920-х на родину, он сделал первый японский виски Suntory Shirofuda. В местной прессе отмечали, что у этого напитка был «ужасный вкус», а в аромате чувствовалось слишком много дыма. Однако через 10 лет вкус дистиллята удалось исправить, приблизив его к сбалансированным шотландским образцам.
Японский виски начал активно выходить на мировой рынок в начале 2000-х. В 2001 году дистиллят Yoichi 10-летней выдержки получил награду «Лучший из лучших» на международной дегустации Whisky Magazine. А одним из поворотных моментов стал 2003 год, когда вышел фильм «Трудности перевода», по сюжету которого Билл Мюррей рекламирует Suntory. С этого времени японский виски стал почти регулярно завоевывать международные награды, часто опережая именитых шотландских производителей. Главными в истории японских дистиллятов стали несколько дат: в 2012 году по версии World Wiskey Awards лучшим односолодовым виски в мире был признан 25-летний дистиллят от винокурни Yamazaki, в 2013 году лучшим купажированным солодовым виски признали Hibiki 21 Years Old, а в 2018-м Hakushu 25 Years Old стал первым среди односолодовых. В последние годы спрос на японский виски в мире стал настолько высоким, что его производители вынуждены закупать часть спиртов из Шотландии. Ситуация привела к тому, что в ноябре 2023 года крупнейший завод виски в Японии