Дреды вместо лаптей: почему сериал «Джентльмен в Москве» бьет мимо цели
Стриминг Paramount+ выпускает мини-сериал «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли — о дореволюционном аристократе, застрявшем в 1920-х в московском отеле «Метрополь». Историк культуры Святослав Иванов объясняет, почему претензии к сериалу можно счесть некорректными, но лучше он от этого не становится
Начало 1920-х. Граф Ростов (Юэн Макгрегор) возвращается в Россию из Парижа, словно Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Его тут же арестовывают большевики, но у их классовой ненависти есть одно препятствие. Некогда Ростов сочинил стихотворение с политическими намеками, которое пришлось по душе кому-то из коммунистов и вдохновило на революционную борьбу. Так что Ростов теперь — враг народа, но с поблажками.
Вместо могилы или тюрьмы его ждет пожизненный срок в отеле «Метрополь». Там он обретет друзей и врагов, увлечется киноактрисой Анной Урбановой (Мэри Элизабет Уинстед) и встретится с другом детства Мишкой (Фехинти Балогун), с которым у них давний неразрешенный конфликт.
Британский мини-сериал — адаптация одноименного романа американца Амора Тоулза, который в России ругали за «клюкву» и в целом неадекватное изображение России. Ругали, судя по всему, по делу — но сериал в этом смысле превосходит самые настороженные ожидания.
Как в проектах «Великая» или «Анна Болейн», шоу с Юэном Макгрегором использует так называемый «слепой кастинг», когда исполнителей ролей выбирают без учета их этнической принадлежности или расы. Так, Мишку, одного из главных героев, играет темнокожий актер с дредами. Стрижется Ростов у парикмахера явно индийского происхождения — его зовут Ярослав. Еще в «Метрополе» есть темнокожая горничная по имени Марина Самарова и ее сын — обыкновенные афророссияне, почти не выделяющиеся из общей массы.
Конечно, жалобы на кастинг не-белых актеров на роли очевидно белых персонажей довольно утомительны, но, кажется, «Джентльмен в Москве» способен свести с ума даже убежденного сторонника толерантности и разнообразия. Постепенно сквозь смутные зрительские ощущения проступает смысл, заложенный авторами. Раскрывается давний конфликт Ростова с Мишкой: у графа была красавица-сестра, и тот хотел на ней жениться, а герой Макгрегора не позволил, потому что нельзя дворянке выходить за простолюдина. Получается, темнокожие актеры в сериале играют людей крестьянского происхождения. Дреды здесь вместо лаптей.