Дорогой автопром: сколько государство потратило на поддержание рынка
Льготные автокредиты и лизинг, программы утилизации и экспорта, адресная поддержка и субсидии для госпредприятий — как государство помогало автопрому последние 10 лет
Министерство промышленности и торговли России зарезервировало в бюджете деньги на программы господдержки автопрома на 2020 год. Как и прежде, средства пойдут на субсидирование льготных кредитов и лизинг, но какие именно программы получат деньги и когда стартует программа, пока неясно.
«Думаю, что в первую очередь будет резерв на автокредитование, на лизинг в каком-то минимальном объеме, как мы обычно стартуем по началу года, но это требует еще дополнительных процедур согласования», — заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в интервью ТАСС.
Правительство субсидирует автопром с 2009 года, причем каждый год чиновники говорят о планах по снижению государственной поддержки.
В 2020 г. на поддержку российского автопрома будет направлено более 35 млрд руб. — почти вдвое меньше, чем в уходящем году. Чуть меньше половины этих средств пойдут на адресные программы поддержки спроса, а некоторые суммы пойдут на развитие рынка машин на газомоторном топливе и электротранспорта. Autonews.ru проследил историю субсидий для автопрома и выяснил, как менялись приоритеты государства в разные годы.
2019 год
Уходящий год автопром начал без господдержки, поскольку рынок демонстрировал позитивную динамику. Но в феврале был перезапущен льготный лизинг, а с марта возобновились льготные автокредиты по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые давали возможность получить скидку на оплату первоначального взноса в размере 10 процентов.
Кроме того, был снижен ценовой барьер для участвующих в программах моделей с прошлогодних 1,45 млн до 1 млн рублей. Льготы обошлись государству почти в 10 млрд руб. и были выбраны за пару месяцев, но это не спасло рынок от падения. Летом правительство пообещало выделить еще несколько миллиардов, но к середине осени исчерпались и они. Всего при помощи льгот было продано около 100 тыс. автомобилей.
2018 год
На поддержку автопрома было направлено более 35 млрд рублей. 16 млрд пошли на адресные программы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело», 2,5 млрд — на поддержку приобретения машин на газомоторном топливе, 1,5 млрд — на субсидии для электротранспорта. Остальные деньги пошли компенсацию утилизационного сбора для местных производителей.