Доплата за красоту: как приятная внешность влияет на успех в карьере и бизнесе
Подтянутая фигура, симпатичное лицо и вкус в одежде помогают продвигаться по карьерной лестнице и увеличивать свой доход, выяснили исследователи из Harvard Business Review и Superjob. Где грань между корпоративной политикой и дискриминацией и как превратить внешность в конкурентное преимущество?
Два года назад стюардессы Евгения Магурина и Ирина Иерусалимская доказали в суде, что стали жертвами дискриминации по признаку внешнего вида со стороны «Аэрофлота». Размер их одежды был больше установленной работодателем «нормы», а Магуриной, по ее словам, прямо говорили, что она для должности «толстая»: у женщины 52-й размер при «верхнем пределе» «Аэрофлота» в виде 48-го. Авиакомпания объясняла, что каждый лишний килограмм стюардессы приводит к ежегодным дополнительным расходам в 759 рублей. При этом у «нестандартных» сотрудниц, по словам Магуриной, из зарплаты ежемесячно удерживали 4000-8000 рублей — около трети дохода бортпроводниц в регионах. Суд встал на сторону стюардесс: им выплатили 17 000 рублей удержанной зарплаты и 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда (хотя иск подавался на 1 млн рублей).
История бывших сотрудниц «Аэрофлота» — пожалуй, самое громкое дело в России, связанное с дискриминацией из-за внешности. Подобные случаи трудно доказать, при этом 60% россиян уверены, что рекрутеры обращают внимание на облик сотрудников — это следует из исследования портала SuperJob, проведенного специально для Forbes.
Влияние внешности на успехи в карьере — острый вопрос, который изучают во всем мире уже тридцать лет. Авторы американского научно-популярного журнала Harvard Business Review (HBR) в недавнем исследовании также рассмотрели несправедливые преимущества, которые получают привлекательные люди на работе, и предложили средство для борьбы с этим явлением.
Красавцы в плюсе
Лукизм, или предвзятое отношение к человеку из-за его внешних данных, по мнению авторов HBR, в обществе обсуждается довольно редко. Но бонусы, которые получают красивые люди на рынке труда, не раз становились поводом для научных публикаций. Большинство ученых считают, что физически привлекательные люди чаще успешно проходят собеседования, быстрее продвигаются по карьерной лестнице и получают более высокую зарплату, чем их непривлекательные коллеги. С предвзятым отношением чаще всего сталкиваются сотрудники с лишним весом или большим количеством заметных татуировок, а также «странно одетые» и в целом «не соответствующие доминирующим эстетическим критериям общества».
Исследования также показывают, что менее привлекательных людей чаще увольняют, им сложнее устроиться на работу. Группа ученых из США и Чили провели эксперимент: разослали 11 000 резюме с фотографиями кандидатов разной степени привлекательности на различные вакансии. Оказалось, что людям с приятной внешностью (и мужчинам, и женщинам) на 36% чаще перезванивали, чем менее привлекательным кандидатам или обладателям резюме без фотографии.
Внешность играет роль не только на этапе приема на работу, но и существенно влияет на уровень дохода. По подсчетам HBR, красивые люди в среднем получают на 10-15% больше, чем их непривлекательные коллеги с похожими компетенциями.
Эпоха #MeToo
Понятие красоты неоднозначно. По мнению Татьяны Доляковой, основательницы кадрового агентства ProPersonnel, при построении карьеры играет роль не столько приятные черты лица или параметры фигуры, сколько презентабельный вид, ухоженность и аккуратность. «Опрятен ли кандидат? Совпадает ли его внешний вид с ценностями и дресс-кодом компании?» — перечисляет основные требования к соискателям представитель Superjob Сергей Светоченко. Такой подход — норма, так как работодатели часто воспринимают сотрудника как лицо компании, говорит Владимир Масленников, вице-президент инвестиционной компании QBF: «У нас с недоверием относятся к кандидатам, которые не склонны соблюдать деловой этикет. Невольно закрадываются подозрения, что молодой человек, не выгладивший рубашку, с таким же пренебрежением отнесется к клиенту».