Зеленый – новый черный
Как мода становится экологичной
Как мы выбираем одежду? Хочется, чтобы она была красивой, хорошо сидела и стоила меньше месячной зарплаты. И то, и другое, и третье сегодня реально: десятки магазинов поджидают нас в каждом торговом центре. Но что стоит за этой доступностью? Колоссальный вред планете: модная индустрия остается одним из самых грязных производств. Хорошая новость в том, что бренды все чаще думают об экологии, а мы с вами, как покупатели их продукции, можем ускорить этот затянувшийся процесс.
Удивительный парадокс: с конца 60-х мы стали тратить на одежду примерно в 3 раза меньше денег, но покупаем ее чаще. За этот праздник шопоголизма можно поблагодарить масс-маркет, будто устроивший конкурс на самую низкую цену. Правда, победить в этой гонке можно только нечестным путем. Недорогие бренды шьют одежду в странах с самой дешевой рабочей силой. Например, в Бангладеш швеи работают за 3 доллара в сутки (это примерно 200 руб.). Женщины и мужчины в буквальном смысле рискуют жизнью – ведь условия работы на массовых производствах не выдерживают ни капли критики. Об экологических стандартах говорить неловко вдвойне. Чтобы сократить издержки, бренды быстрой моды используют дешевые и самые токсичные химикаты, которые потом превращаются в отходы, а они – в сточные воды. Попадая в окружающую среду,нечистоты отравляют ее далеко за пределами швейной фабрики.
Но, для того чтобы сшить очередную футболку, швее нужна ткань, и ее производство – еще одна экологическая катастрофа. В случае с синтетикой вроде полиэстера проблема ясна: этот материал получают из нефти и химикатов. Оказавшись на свалке, полиэстер лежит там годами: чтобы переработать одну синтетическую блузу, планете потребуется от 20 до 200 лет. Однако и натуральные ткани сложно назвать экологичными. Например, чтобы получить 1 кг хлопка, который потом превратится всего в одну футболку и одну пару джинсов, нужно затратить 20 тыс. литров воды. Помножьте эту цифру на объемы производства всей планеты – и получите экологическую катастрофу такого же планетарного масштаба.