Сдать ЕГЭ или найти свой путь – как выбрать?
Современным детям всё сложнее определиться с будущей профессией. Какой должна быть школа, чтобы помочь ребенку найти свой путь?
Что его вдохновляет
Мы по инерции большое значение придаем выбору профессии после школы – куда пойти учиться, на кого. Это нерелевантно тому, что происходит в современном мире. Потому что исчезновение одних сфер деятельности, профессий и появление других происходит сейчас быстрее, чем проходит образовательный цикл. Больше половины сегодняшних выпускников не знают название тех специальностей, с которыми они будут работать, когда им будет лет по тридцать пять. И никто не знает. И в этой ситуации ставить вопрос «какую выбрать профессию?» бессмысленно. Правильнее размышлять: про что мне вообще интересно, глобально – про животных, про людей, про цифры, про компьютеры, про медицину? То есть обрисовать большие тематические поля. Может показаться, что это абстрактные разговоры, никак не связанные с будущим, но это не так. Внутри каждого поля можно делать совершенно разные вещи. К примеру, в медучреждении работают не только врачи, а абсолютно разные сотрудники: те, кто облегчает страдания людей; те, кто отлаживает процессы; те, кому важно добывать ресурсы, деньги...
Не всегда это просто – понять, что действительно приносит удовольствие. Особенно когда в голове ЕГЭ и сплошные «надо» вместо «хочу». Чтобы разобраться в себе, ребенку нужна помощь. Школа разговаривает с детьми исключительно про содержание предмета. Про самого ребенка – какой он, что его вдохновляет, какой профиль его способностей – разговора нет. А именно в эту сторону движется мировая система образования. Это так называемая тьюторская педагогика (тьютор – специалист, который исследует интересы и создает среду для развития ребенка. – Прим.