Отвечает психолог
Конфликтные ситуации, трудности общения с родными, поиск взаимопонимания. Советы читателям дает Елена Новосёлова.
«Дочь совсем не может делать уроки без моей помощи. Пыталась с ней не раз разговаривать, объяснять, что простые задания она может делать и сама, – сразу в слезы. Боюсь, что она вырастет совсем несамостоятельной. Не знаю, как правильно себя вести».
Возможно, совместная с вами подготовка домашних заданий для вашей дочери означает, что мама к ней внимательна, что уделяет ей время. Слезы – сильная реакция. И здесь желательно проанализировать общение с дочерью вне школьных тем. Проверьте, достаточно ли вы уделяете ей внимания, часто ли говорите, что она умница и красавица, что вы любите ее только потому, что она есть, а не потому, что она хорошо себя ведет или хорошо учится. Скорее всего, требование дочери делать вместе с вами все домашние задания связано с ее запросом на проявление любви, со страхом, что мама может «исчезнуть». Вы не описали семйную ситуацию в целом: живет ли отец девочки вместе с вами, нет ли в семье младших детей, не было ли каких-то расставаний с любимыми бабушками и дедушками. Посмотрите на ситуацию чуть шире, чем подготовка домашнего задания, – скорее, ключ к ситуации где-то там.
«Несколько недель назад я начал посещать психолога и возненавидел родителей, особенно отца. Много проблем всплыло из детства. Он меня все время называл «бестолочью» и «нюней», думал, что так мотивирует меня лучше учиться и преодолевать трудности. Теперь мне кажется, что я всю жизнь поэтому бестолочью себя и чувствую. Понимаю, что тогда было другое время, всех так воспитывали, боялись разбаловать, но все равно безумно злюсь на них. Вплоть до того, что не хочется общаться».