Отвечает психолог
Конфликтные ситуации, трудности в общении с родными, поиск взаимопонимания. Советы читателям дает Елена Новосёлова.
«Как изменить ситуацию со взрослым сыном, который живет со мной на мою зарплату: нет девушки, нет друзей, не работает, всем доволен. Как не сойти с ума? Как повлиять на него?»
УВЫ, НИ ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫМИ разговорами, ни убедительными аргументами ситуации не помочь. У вашего сына нет ни одной видимой причины менять образ жизни, идти и напрягаться куда-то на работу. Если он здоров, то единственный выход – изменить саму ситуацию, в которой хочешь-не хочешь, но придется зарабатывать себе на жизнь. Идеально: отселить его, выдать денег на 2–3 недели, то есть на время поиска любой работы, которая сможет прокормить. Причем в буквальном смысле. И понять для себя, что это не жестокость, а путь к спасению его собственной жизни. Он будет всеми силами сопротивляться, возмущаться, обижаться. Хорошо бы вам хватило сил не поддаваться на его эмоциональные реакции. Когда тонущего вытаскивают из воды, то частенько слегка оглушают, чтобы не утянул на дно спасателя и сам выжил. Пусть эта метафора вам поможет.
«Год назад мы с мужем потеряли ребенка. Только сейчас осмелилась искать психолога. И столкнулась с тем, чего не могу понять. Друзья и родственники, когда узнали об этом, говорят: «Зачем тебе бередить рану? Все эти разговоры только сделают тебе больнее, живи новую жизнь, у вас еще дети. Зачем погружаться в это постоянно?» Сами они меня не поддерживают в разговорах о дочери, пугаются, если я хочу даже что-то доброе, светлое вспомнить. Боятся, что буду плакать. Приходят к нам в гости, косятся на фотографии на стене: ох, мол, может, пора снять? Может, пора вещи раздать? А я не могу, с ними мне спокойнее. Упрекают меня, что с младшими упоминаю дочь: зачем ты их пугаешь, они еще маленькие, и так далее. Коллеги тоже избегают этой темы, хотя все знали мою дочь, знают о нашем горе. Как же так, я как будто в чем-то виновата и дочь наша в чем-то виновата, что с ней такое случилось. Ведь была жизнь, неужели мне и вспомнить о ней нельзя? Только с мужем по вечерам говорим о ней».