Дом стареющей меди
Собрание Елизаветы и Андрея Молчановых превратится в «Коллекцию»

В первых числах декабря распахнет двери новое выставочное пространство в квартале «Зиларт». Здание уже готово — и его показали журналистам. Постройку снаружи и внутри, ее впечатляющую лоджию, покрытые граффити эскалаторы и стену со следами присутствия людей осмотрела Анна Черникова.

Мне был предложен трансфер до музея «Коллекция» от Даниловского рынка. Но, кажется, я была права, что предпочла добираться до станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца, а оттуда пешком. По пути прогулялась по Тюфелевой роще и улицам «Зиларта». Поворот с улицы Родченко на бульвар Братьев Весниных. И вот он — музей, но вообще-то портал в другое измерение.

Уже перед самым музеем — арт-объект: готического вида «Самосвал» из нержавеющей стали авторства бельгийского художника-неоконцептуалиста Вима Дельвуа. Сквер напротив украшает металлообрабатывающий станок начала 1970-х производства германской фирмы Erfurt, который когда-то использовался здесь на производстве ЗИЛа — именно территории бывшего завода эволюционировала в квартал «Зиларт». И это только начало, обещают инициаторы и инвесторы «Коллекции» и владельцы собрания, которое ее наполнит. Объектов на улице будет много, и они будут меняться.


Зеркальные фасады музейного куба, испещренные рыжеватыми прожилками меди, отражают осеннее небо — уносящуюся вверх синеву с белыми облаками. Под ярким светом фасады выглядят темными. Кажется, войдешь внутрь и попадешь в сумрак. Но выходит наоборот. Прозрачное лобби изнутри залито светом и наполнено воздухом.
Еще до вешалки музей, как сейчас положено, начинается с рамок безопасности. Их дизайнерское решение сразу и заблаговременно вписано в интерьер. Так что на фоне последующего магазина и стойки информации они почти теряются. Мелкая формальность на пути к прекрасному. Тем более что прекрасное манит, а интерьеры сулят его изобилие.
Внутри выясняется, что затемненное снаружи стекло фасадов на самом деле имеет отличную светопроницаемость. Лобби высотой во все пять этажей музея — автор проекта здания архитектор Сергей Чобан предпочитает говорить, что делал все же лоджию по примеру итальянских городских построек,— залито дневным светом. Вверх на этажи уводят четкие линии эскалаторов. Их боковые и нижние поверхности, видимые от входа, уже заняты работами стрит-арт-художников.



«Мы находимся в районе ЗИЛ, который превратился в новейшей истории благодаря Андрею Молчанову в "Зиларт". Идея этого здания — портал или лоджия классического города. Впечатляющее пространство, в которое ты входишь, и все еще находишься в городе. И то, что материал снаружи и внутри здания один и тот же — это очень важно, чтобы подчеркнуть: перед нами часть колоссального общественного пространства города. Работы художников на эскалаторах и на лифтах это тоже подчеркивают,— рассказывает Сергей Чобан.— Как помните, во Флоренции подходишь к галерее Уффици с площади и попадаешь в лоджию. Ты еще не внутри, но уже не снаружи. Сюда будут, надеюсь, приезжать гости не только из Москвы, из России, и будут входить вот в эту большую лоджию, оказываться и еще на пространстве бульвара, и уже в музее. Будут отсюда смотреть на отдельные галереи. Проходить в общественное пространство внутри, конференц-залы, библиотеку, магазин».